Предприятие по чистке одежды и предметов текстиля станет прибыльным бизнесом, если при принятии решения, как открыть химчистку, будут учтены некоторые детали:
Оптимальным вариантом для успешного развития бизнеса будет аренда или строительство отдельно стоящего здания в 1—2 этажа, чтобы оно располагалось на расстоянии не менее 80 метров от ближайшего жилья. Собственно рабочие и складские площади (без учета административных и санитарно-гигиенических помещений) должны составлять не менее 100 м2. Все технологические операции, в соответствии с СанПиНами, выполняются только на первом этаже или в подвале с окнами. Выше располагаются администрация и вспомогательные комнаты.
В густонаселенном районе эти требования соблюсти сложно, поэтому рекомендуется все рабочие помещения вынести за территорию жилых районов и принимать вещи от населения в специальных пунктах приема. Они могут быть совершенно небольшими, главное, чтобы был отдельный вход и чистые и грязные изделия хранились отдельно. Этот вариант значительно расширяет возможности по охвату граждан, но увеличивает ежедневные транспортные расходы.
Процесс максимально автоматизирован, чтобы в химчистке средних размеров работал всего один приемщик и 4—5 технических сотрудников: чистильщиков, гладильщиков, грузчиков.
Если нет возможности развести приемку и чистку, лучше выбрать место возле супермаркетов, гостиничных комплексов, чтобы быть на виду у владельцев одежды, нуждающейся в химической обработке.
Внутри такого здания должны быть предусмотрены: пункт приема-выдачи заказов с разными столами для вычищенных и грязных вещей, помещения для проведения рабочих операций (пятновыведения, глажения и других), склад, туалеты с душевой (одна на 5—7 человек), комната для приема пищи, места, чтобы собирать отходы перед вывозом. Сколько нужно площадей на работника, указывается в СанПиНах. Везде обязательна естественная вентиляция через открывающиеся окна и нормальная освещенность. Большинство комнат, исключая сам приемный пункт, нуждается в установке дополнительных вытяжек, чтобы сохранить здоровье рабочих.
Материалы для отделки помещения должны быть защищены от накопления вредных веществ. Полы в рабочих отсеках оборудуются стоками для случайно пролитой воды, но специально стоки направляются только в канализацию.
Все реагенты хранятся на складах, к месту работы доставляется количество, необходимое на день.
Бизнес-план химчистки рассчитывается по среднестатистическим для России ценам на полномасштабный приемный пункт и организацию услуг на арендованных площадях. Указываются примерные первоначальные затраты (в рублях).
Наименование разовых затрат | Цены |
Оборудование (пятновыводные, паро-гладильные установки) | 2,1 млн |
Оборудование на пункт приема | 200 тысяч |
Ремонт здания | 1 млн |
Дезинсекция и дератизация | 20 тысяч |
Реклама | 100 тысяч |
Итого | 3,42 млн |
Далее указывается, сколько стоит пункт в месяц после открытия предприятия.
Наименование расходов в месяц | Цена |
Аренда (200 кв. м) | 200 тысяч |
Зарплата персоналу (5 человек) | 100 тысяч |
Расходные материалы (химикаты, упаковка) | 50 тысяч |
Транспортные расходы | 50 тысяч |
Итого | 400 тысяч |
Средний прогнозируемый заказ от одного клиента составит 2000 рублей. Соответственно, только для покрытия ежемесячных затрат нужно добиться как минимум 18—20 активных посетителей в день, плюс еще около 50 для окупаемости проекта за 3 года.
При таком уровне расходов (плюс налоги) окупаемости можно добиться только грамотной рекламой, правильным распределением пунктов приема по городу и организацией максимально широкого ассортимента услуг. Вложить такие средства, пусть даже заемные, способен далеко не каждый. Тем, кто не готов рисковать, нужно подумать о мини-химчистках.
Небольшие проекты для чистки подушек, например, с одним аппаратом закрытого типа требуют минимума площади — до 10 м2. Сам прибор напоминает советскую стиральную машину. Необходимо учесть место для техника (он же администратор) и места для комфортного ожидания клиентов. Этот вариант открывает неплохие перспективы для индивидуальных предпринимателей, стоит рассмотреть и его.
Арендовать помещение нужно в торговом центре. Нельзя располагать химчистку вблизи от детских и продуктовых отделов, аптек.
Основные затраты связаны с закупкой оборудования, арендой помещения и рекламой. Срок окупаемости от 6 месяцев. Сколько стоит ремонт, указывается для помещения в приличном состоянии.
В таблице приводятся средние по России цифры на то, чтобы открыть пункт мини-химчистки.
Наименование | Стоимость (в рублях) |
Оборудование | 20 тысяч |
Реклама | 20 тысяч |
Ремонт помещения | 50 тысяч |
Итого | 90 тысяч |
Требования к ремонту помещения, в отличие от крупной химчистки, минимальны: чистота, привлекательный вид, пожаробезопасность и вентиляция. В ежемесячные затраты входит зарплата сотрудникам, закупка расходных материалов, арендная плата — до 30000 рублей. Перспективные виды рекламы: информация на досках объявлений в микрорайоне, проведение акций со снижением цен, стенд на оживленных пешеходных переходах, раздача рекламных материалов.