Люди имеют совершенно разное представление об отдыхе, кто-то предпочитает отдыхать бесплатно и остается в родных домашних стенах, кто-то не мыслит своей жизни без захватывающих путешествий в экзотические страны.
Важнейший этап открытия туристической фирмы – правильно составленный перспективный бизнес план туристического агентства, который по своей сути является стержнем будущего бизнеса, способным определить не только расходную и доходную часть, но и рассмотреть долгосрочные перспективы развития и риски создания предприятия в данном сегменте рынка услуг.
Резюме туристической компании
Пример бизнес-плана представлен для компании в г. Москва, осуществляющей свою деятельность в туристическом сегменте. Основное направление – внутренний туризм, экскурсионное и туристическое обслуживание по России иностранных и отечественных туристов.
Упор будет сделан на предоставление возможности иностранным туристам познакомиться с реальной жизнью России. Турагенство определено как общество с ограниченной ответственностью. Управленческая деятельность будет реализовываться владельцем компании.
Инвестирование не предполагает использование заемных средств.
- Уставный капитал – 1456000 руб.
- Уровень рентабельности -136 %
- Точка безубыточности – 862 992 руб.
- Индекс рентабельности – 1,4
- Запас финансовой прочности – 98 %
- Чистый приведенный доход – 365781 руб.
- Доход от реализации проекта – 529742 руб.
- Срок окупаемости – 9 месяцев.
Перспективы развития туристической отрасли
России, несмотря на наличие колоссального туристического потенциала, принадлежит скромное место в данном сегменте рынка, ограничивающееся 1,5% мирового потока. Как показывают исследования, 80% материальной базы отрасли требует реконструкции. Отсутствуют условия, способствующие притоку частных инвестиций, среди которых и зарубежные.
На формирование такой ситуации оказал влияние ряд факторов, среди которых изменение геополитической ситуации, распад хозяйственных связей, падение производства, инфляция – снижение уровня жизни и резкое усиление дифференциации доходов, что спровоцировало сокращение внутреннего туризма.
Из-за недостаточной системы государственного регулирования сферы туризма открываются широкие возможности для недобросовестной конкуренции и существенного нарушения прав потребителей.
Инвестирование средств в отечественный туризм носит исключительно тактический характер и весьма затруднено ввиду негарантированности получения прибыли и даже возврата средств, отсутствия планового характера и возможности реализовать долгосрочную стратегию инвестирования.
Несмотря на все вышеописанные трудности, интерес туристов к России растет, и страна постепенно утрачивает клеймо «закрытой». Экспертами Всемирной туристской организации сделаны выводы о том, что правильно организованная работа индустрии способна к 2020 году поднять Россию на 5 место, уступив лишь Франции, Испании, Великобритании и Италии.
Характеристика деятельности турагентства
Организация бизнес-планирования предполагает, что на начальном этапе развития компания будет ориентирована на прием иностранных туристов и обслуживание наших граждан. Фирмой будут предоставлены экскурсионные и туристические услуги, раскрывающие российскую действительность и жизнь глубинки.
Отдых туристов проводится в высококлассных гостиницах. Опытными гидами организуются экскурсии по туристическим маршрутам и историко-архитектурным памятникам. Компания предлагает различные индивидуальные тематические туры и гарантирует организацию питания и качественное транспортное обслуживание.
Деятельность турфирмы можно отнести сразу к нескольким категориями, среди которых молодежный, семейный и познавательный туризм. Такой подход позволяет охватить широкий круг потенциальных потребителей услуг туристического сегмента.
Конкурентные преимущества
Благодаря тому что офис компании будет располагаться в центре Москвы, услуги будут пользоваться стабильным спросом. Потенциальными клиентами могут быть: школьники, семьи, студенты (в том числе и иностранные), пожилые люди, отдельные туристы.
Анализ конкурентов позволяет сделать вывод о том, что основная их деятельность ориентирована на выездной туризм в разные страны мира. Никто из них не осуществляет обслуживание иностранных туристов в формате посещения российской глубинки.
Бизнес планирование в туризме имеет определенную сезонную привязку. Наиболее посещаемый период – май-сентябрь. В это время будет усилена рекламная компания, что привлечет поток туристов.
Маркетинговый план и реклама
Существующие туроператоры и агентства организуют свою деятельность с привлечением рекламных компаний. Приведенная ниже Таблица 1 показывает ряд принимаемых мер и их частоту, направленных на продвижение услуг на рынок.
Тип рекламного мероприятия | Затраты (руб.) | Сроки и Частота использования |
Реклама в газетах | 56000 | 2 публикации в неделю |
Раздача листовок (ежедневно по 8 ч) | 21504 | дважды в неделю |
Радиореклама | 84000 | трижды в неделю 1 раз в день на протяжение 30 сек |
Итого: 161 504 |
Производственный план
На основе бизнес-планирования составляется производственный план, позволяющий определить предполагаемый объем продаж различных видов турпродукта. В Таблице 2 представлено количество туров, реализуемых в определенный месяц по одному из направлений.
Месяц | Проживание иностранных туристов | Познавательный туризм | Молодежный тур | Семейный тур | Экскурсии | Индивидуальный тур | ||
Российские туристические группы | Иностранные туристические группы | Иностранцам | Русск. | |||||
Март | 15 | 10 | 30 | 20 | 9 | 8 | 6 | 5 |
Февраль | 15 | 15 | 40 | 40 | 8 | 5 | 8 | 5 |
Январь | 20 | 20 | 80 | 60 | 10 | 10 | 5 | 5 |
Декабрь | 20 | 20 | 80 | 50 | 10 | 15 | 20 | 5 |
Ноябрь | 15 | 70 | 30 | 40 | 20 | 10 | 20 | 5 |
Октябрь | 17 | 60 | 30 | 40 | 40 | 10 | 20 | 10 |
Сентябрь | 20 | 50 | 40 | 80 | 30 | 20 | 40 | 10 |
Август | 20 | 50 | 100 | 80 | 20 | 28 | 30 | 40 |
Июль | 20 | 50 | 100 | 80 | 20 | 30 | 40 | 25 |
Июнь | 15 | 30 | 60 | 80 | 40 | 40 | 40 | 20 |
Май | 10 | 40 | 50 | 70 | 40 | 40 | 40 | 10 |
Апрель | 5 | 30 | 40 | 30 | 10 | 5 | 10 | 5 |
ИТОГО: | 192 | 680 | 680 | 670 | 257 | 246 | 279 | 45 |
Проживание иностранных туристов в гостиничных комплексах различной категории наиболее интенсивно реализуется с июня по октябрь, поскольку погодные условия являются основополагающими факторами для иностранных туристов.
Молодежный туризм набирает обороты в апреле, достигая своего пика в мае, когда школьными и студенческими организациями планируется совместный отдых. Кроме того, значительные продажи планируются в январе, когда Россия отмечает Новый Год.
Особый пик продаж туров семейного отдыха приходится на период с мая по сентябрь, а также в декабре и январе. Опрос показал, что отдых в июне большинство организует в пансионатах и санаториях, в июле, августе предпочтение отдается домам отдыха с водоемами.
Бизнес план турфирмы сформирован с учетом и такого направления, как познавательный туризм, в рамках которого будут реализованы туры: Санкт-Петербург, Москва, Золотое Кольцо, Гусь Хрустальный, Владимирская область, Псков, Тверь-Торжок. Отметим, что пик продаж придется с июля по ноябрь.
За год деятельности турагентства планируется реализовать 2 914 туров, учитывая среднюю стоимость тура – 13 000 руб., объем прибыли составит 37 882 000 руб.
План по заработной плате
Годовой фонд оплаты труда
Должность | Количество | Заработная плата (руб.) | |
В месяц на 1 человека (в руб.). | В год | ||
Генеральный директор | 1 | 15000 | 180 000 |
Управ.директор | 1 | 13000 | 156 000 |
Менеджер | 4 | 10000 | 480 000 |
Бухгалтер | 1 | 12400 | 148 800 |
Курьер | 3 | 10000 | 360 000 |
ИТОГО: | 1324800 |
Расчет отчислений на социальные нужды произведен на основе единого социального налога (ЕСН) 26 % и составляет ∑ соц. за 1 год. = 1324800* (26% : 100%) = 344448 руб.
Штатное расписание работников турагенства
Наименование должности | Рабочие дни в неделю | График работы в день | Перерывы | Всего рабочих часов в месяц |
Генеральный директор | Вт-Пт | 11.00-18.30 | 1 час | 140 ч. |
Управляющий директор | Вт-Сб | 11.00-18.30 | 1 час | 168 ч. |
Бухгалтер | Пн-Пт | 10.00-18.00 | 160 ч. | |
Менеджеры по направлениям | Пн-Сб | 10.30-18.30 | 30 мин. | 192 ч. |
Курьер | Пн-Сб | 12.00-19.00 | 30 мин. |
Финансовый бизнес план турфирмы
Наименование | Сумма |
Коммунальные платежи | 36500 |
Аренда помещения | 134000 |
Организационные затраты | 5000 |
Затраты на оснащение предприятия | 205000 |
Затраты на выплату зарплаты | 1324800 |
Затраты на рекламу | 161100 |
Канцелярские принадлежности | 33800 |
Непредвиденные расходы | 15000 |
ИТОГО: | 1915200 |
Бизнес план турфирмы указывает на рентабельность предприятия (1985742 : 1456000)*100% = 136%.
Доход от проекта = 1985742 (чистая прибыль) – 1456000 (инвестиции) = 529742 руб.
Индекс рентабельности = 1985742 (чистая прибыль) : 1456000 (инвестиционные вложения) = 1,4 раза.
https://gejzer.ru/youtu.be/QA_L0uCtHBw
Точка безубыточности = постоянные издержки : (1-(переменные издержки : выручка)). Постоянные издержки включают в себя заработную плату, ЕСН, аренду, коммунальные платежи, амортизацию и составляет 857728 руб. Переменные издержки учитывают затраты на рекламу и прочие расходы и равны 209654 руб. Таким образом, точка безубыточности составляет 862992 руб.