Открыть сегодня частную пасеку считается делом перспективным и выгодным. Мед пользуется традиционно высоким спросом и ценой. Если содержать собственные 35-50 ульев, можно даже открыть свой магазин, реализовать мед для крупных сетей, кондитерских фабрик. Но для этого необходимо предварительное создание бизнес-проекта. Только продумав все до мелочей, можно открыть прибыльный, увлекательный бизнес.
Бизнес-план для пасеки плюс рынки сбыта
Предлагаемый примерный бизнес-проект рассчитан на малое предпринимательство, данные цифры могут изменять с каждым годом. Поэтому при составлении собственного плана необходимо учитывать реалии сегодняшнего дня. Цена меда, который сдается в магазин либо на фабрику, также может меняться, поэтому при составлении проекта рекомендует сделать мониторинг рынка в вашем регионе.
Для того чтобы открыть собственную пасеку, планируемые вложения составят примерно 518 тысяч рублей, но чистая прибыль на первый сезон будет равна 58,6 процентов годовых. Если вы решите вложить меньше, то и показатель дохода сократится.
Чтобы продать полученный мед, придется проанализировать рынки сбыта продукции. Начинать рекомендуется с ближайших, можно заключить договора на поставку в рядом стоящий магазин, фабрики, частным покупателям (для чего некоторые пчеловоды открывают собственный магазин непосредственно рядом с пасекой). После расширения бизнеса можно переходить и на более дальние рынки, подключать к продажам агентов.
Сегодня натуральные продукты вновь начинают пользоваться большим спросом, несмотря на их более высокую цену. Поэтому, поставляя свой мед в любой магазин, вы можете быть уверены в его продаже.
В среднем магазин принимает мед по 300 рублей за кг, перепродает же его в два раза выше. Разница очень ощутима. Одна фляга вмещает в себя примерно 50 кг меда, за месяц магазин может продать около двух-трех таких фляг (все зависит от масштабов магазина и района).
С точки зрения прибыли получаем: 50 кг по 300 рублей – это 15000 рублей, а по 600 рублей за кг – 30000 рублей прибыли. Именно поэтому многие начинают с того, что, кроме сбыта частному покупателю, открывают собственный магазин, предлагают продукцию кондитерским фабрикам.
Чтобы организовать такой магазин, необходимо подождать от начала открытия бизнеса примерно год-два, так как на это необходимы определенные финансовые вливания.
Организационный этап бизнеса на меде
Пчеловодческий бизнес подразумевает правильный организационный этап, в который входят:
- установка ульев (сегодня в продаже предлагаются ульи по три тысячи рублей и выше);
- пчелиные семьи (в продаже хорошая пчелиная семья, которая приносит отличный мед в большом объеме, стоит от 4500 рублей). С пасеки, где есть такие семьи, в период с мая по август можно собрать около 5 тонн меда (рассчитывать количество семей необходимо отдельно);
- расходы на спецодежду, инвентарь могут составить 18000 рублей.
Персонал и ценообразование
Пчеловодство – дело очень ответственное и тонкое, без специальных знаний практически не обойтись. Поэтому необходимо начинать бизнес с собственного обучения, получения необходимых навыков и опыта.
Если опыта нет, то придется нанимать специально обученный персонал, который будет заниматься уходом, вести бухгалтерию. Опытные пасечники обычно предпочитают идти не на постоянный оклад, а на условиях сотрудничества, обычно такой вариант намного выгоднее. Партнер может предложить не только свои знания и опыт, но и селекционные пчелиные семьи, то есть мед будет лучше и вы сможете получить на 20-30 процентов меда больше, если наймете такого опытного специалиста.
План по персоналу обычно включает в себя такие графы:
- внештатный бухгалтер – 8 тыс. рублей;
- два пасечника для ухода за ульями – 30 тыс. рублей;
Расходы на содержание персонала составляют 38 тыс. рублей.
Ценообразование – это одна из важнейших статей всего проекта. Предполагается, что продажа меда будет составлять по 300 рублей за один кг. Исходя из этого, подсчитываем, что объем реализованного за год меда, при сборе с пасеки 5 тонн, составит:
300 руб * 5000 кг = 1 500 000 руб.
Все это с учетом единовременных затрат:
- приобретение ульев на участок – 300 тыс. рублей;
- закупка пчелиных семей – 200 тыс. рублей;
- инвентарь для работы – 18 тыс. рублей;
Прибыль – 518 тысяч рублей.
Еще раз отметим, что сумма расходов в каждом регионе своя плюс надо учитывать ежегодную инфляцию. Здесь приведено среднее количество затрат с учетом цен на 2013 год.
Продажа полученного меда предполагается частным потребителям, участникам кондитерского рынка.
Заключение долгосрочного контракта на поставку меда для небольшой кондитерской фабрики может потребовать установленного годового объема продукции.
Цена, которую вы предлагаете на мед, должна быть фиксированной, это очень важно для правильного ведения дела. Вас не должно волновать, по какой цене агент продает мед в магазин, частному лицу либо на фабрику. Та цена, которую даете вы, должна быть выгодна именно для вас.
Финансовые показатели и риски
Пчеловодство – это сезонный бизнес, поэтому все расчеты по проекту должны учитывать, что средняя прибыль должна отражаться для четырех рабочих месяцев. В зимние месяцы уход за ульями требуется минимальный, но придется закладывать около 4 тысяч рублей в месяц именно на уход и оплату услуг работника, который будет проводить еженедельный мониторинг состояния всех пчелиных семей. Размер оплаты может колебаться, все зависит от количества семей и ульев на участке.
Налоговые отчисления рассчитываются по упрощенной схеме, это 6% от размера общего дохода.
При расчете объема получаемого меда необходимо помнить и о рисках. В основном проблема состоит в том, чтобы получить мед во время неблагоприятных погодных условий, ведь слишком засушливое лето либо дождливая погода оказывают сильное отрицательное влияние на объемы сбора продукта. Есть способ снизить такие риски, применив кочевой метод. Он заключается в том, что при плохой погоде ульи перевозятся в более благоприятную местность, что позволяет минимизировать риск.
Поэтому при составлении бизнес-плана рекомендуется ввести графу на транспортные расходы по перевозке. Для этого обычно необходимо арендовать грузовой автомобиль, но использование кочевого метода даст возможность получить мед в количестве до 40 кг с одного улья, то есть все затраты на перевозку будут полностью компенсированы. Сегодня этот метод применяется многими современными пчеловодами, которые часто кооперируются с целью создания такой совместной стоянки. Это позволяет не только снизить риски, но и гарантированно получить планируемый объем меда.
https://gejzer.ru/youtu.be/MsvYQSpTDss
При этом есть один момент, который необходимо учесть: фермеры, как правило, арендную плату за такие временные стоянки не берут, потому что сами заинтересованы в присутствии пчел на участке и в опылении культур. В некоторых случаях можно организовать кооперацию именно с фермерами, пользуясь их угодьями для стоянки и получая прибыль именно от «труда» пчел.
Заповеди начинающего пчеловода
При начале любого дела необходимо руководствоваться здравым смыслом. Перед тем как открыть свой бизнес, прислушайтесь к таким полезным советам:
- тщательно выбирайте место, где будет стоять пасека. Большое хозяйство в местности со скудной медоносной базой либо около больших животноводческих ферм, полей, водоемов, высоковольтных линий и объектов промышленности сделает бизнес убыточным;
- перед тем как открыть пасеку, следует обеспечить себя хотя бы минимальными теоретическими и практическими наработками, в противном случае дело по продаже меда может стать неприбыльным;
- в начале работы не заводите много сложного, дорогостоящего инвентаря, лучше докупать его по мере развития бизнеса;
- на промышленной пасеке необходимо придерживаться только одной системы по производству меда. Выбрать самую выгодную и подходящую систему расстановки ульев и прочего, как добывать мед, можно в самом начале работы, после чего придерживаться ее:
- при сбыте меда следует все внимание сначала уделять ближайшим рынкам. После расширения бизнеса можно реализовывать мед уже и на дальние расстояния.
https://gejzer.ru/youtu.be/VZSdK3T0XBs
При организации бизнеса по производству и продаже меда начинать рекомендуется с небольшого объема. Так, десяток ульев и 10-15 семей – это хорошее начало, когда можно получить необходимую теорию и практику. С 20 ульями один человек еще в состоянии справиться, получая необходимый опыт, а вот промышленное получение меда начинается уже с 50-100 ульев. В это время бизнес уже можно расширять, нанимать помощников для ухода. Многие при таких объемах начинают открывать собственный магазин, осваивать дальние рынки сбыта. Затраты, которые необходимы, чтобы начать свой бизнес, могут быть различными, следует подойти к делу очень внимательно, составить бизнес-план.
https://gejzer.ru/youtu.be/d0w5Yb05B7o
Стартовый капитал может быть небольшим, около 15 тысяч рублей на одну пчелиную семью плюс улей и инвентарь, но в дальнейшем при расширении придется купить дополнительный инструментарий для работы, который с расширением объемов будет также усложняться. И не забывайте: чтобы получать мед в планируемом количестве, необходимо правильно подобрать место под пасеку. При удачно начатом бизнесе и самых минимальных стартовых вложениях в 15-30 тыс, прибыль в следующем году может составить уже более 50 тыс. рублей за сезон.