Российское законодательство можно назвать одним из самых изменчивых в мире. Если в Великобритании до сих пор действуют законы, принятые в 15-17 веках, то в России одна только Конституция РФ – основный закон страны – несколько раз подвергалась изменению.
Разобраться в хитросплетениях законов и нормативных актов помогают юристы, поэтому открытие юридической компании может оказаться вполне прибыльным делом при условии, что там работают грамотные специалисты.
Как и все остальные виды бизнеса, дело требует подготовки и учета всех особенности юридической работы. Началом послужит бизнес-план юридической фирмы, учитывающий особенности ее открытия.
Офис и оргтехника
Прежде чем начать регистрацию компании, необходимо подобрать место, где будет располагаться офис. От месторасположения будет зависеть размер арендной платы. Площади в спальных районах стоят дешевле. Но и приток посетителей в них будет сначала небольшим. Места в центре города, поблизости к таким объектам, как суды, прокуратура, полиция, нотариусы, на порядок дороже. Однако количество клиентов будет несоизмеримо больше.
От численности персонала юридического агентства зависит размер арендуемого помещения. Так как работа носит разъездной характер, следует принять во внимание, что не все юристы, оказывая услуги, будут постоянно находиться в офисе. По этой причине не имеет смысла арендовать большое помещение. Офиса в пределах 20-25 кв. м будет достаточно. Если предполагается, что штат будет состоять из 4-5 юристов, то 10-15 кв. м комнаты вполне хватит.
Составляя бизнес-план юридического агентства, в расходы необходимо включать приобретение мебели и оргтехники. Понадобятся рабочие столы, кресла, стулья для посетителей, шкафы, компьютеры и принтер.
Регистрация компании
Как правило, бизнес-план юридической фирмы предполагает регистрацию общества с ограниченной ответственностью. Рекомендуется придумать яркое название, которое отличало бы его от остальных компаний, работающих в сфере юридических услуг. Не помешает и логотип, впоследствии он станет своеобразной торговой маркой.
Юридические агентства обычно открывают сами юристы. Поэтому на составлении Устава и других учредительных документов, а также регистрации в фискальных органах можно значительно сэкономить. Если же учредитель не обладает юридическими знаниями, то в бизнес-план вносятся затраты на оформление фирмы.
Одновременно с оформлением документов бизнес-план должен предполагать разработку собственного сайта. Для этих целей рекомендуется нанять веб-мастера. Качественный сайт будет содержать не только информацию о компании и сотрудниках (фамилии и имена, ВУЗ и достижения), но и статьи на юридическую тематику, новости законодательства, судебную практику и раздел “Вопрос-ответ”. Целесообразно выкладывать на сайте примеры выигранных юристами агентства судебных дел. Так потенциальные клиенты будут знать о том, что рекламные лозунги на страницах – не пустые слова.
Персонал и специализация
Особенностью компании, оказывающей юридические услуги, является то, что доход и рентабельность зависят от профессионализма ее сотрудников.
Здесь работает железное правило: люди идут на прием не в фирму, а к юристу.
Разрабатывая бизнес-план агентства, необходимо тщательно подходить к подбору кадров. Хорошо, если в фирму придут 2-3 юриста “с именем”, т. е. те, кто имеет приличный стаж работы и свой круг клиентов. На начальном этапе именно они обеспечат приток посетителей. Не стоит отказываться и от новичков, но толковых. В процессе оказания услуг они будут нарабатывать опыт, а более старшие коллеги всегда подскажут или помогут. Именно такая рабочая связка приводит к успеху. Кроме того, не будет лишним, если один из юристов всегда будет готов срочно выехать к клиенту в случае необходимости решения неотложной проблемы (административное задержание, ДТП и пр.).
В юридической практике большую роль играет специализация юриста. Невозможно одновременно быть успешным во всех отраслях права. Как правило, каждый специалист является докой в нескольких из них.
Можно выделить несколько общих направлений деятельности юридической фирмы и внести их в бизнес-план:
- регистрация недвижимости;
- представительство в судах;
- абонентское обслуживание предприятий;
- оказание услуг по взысканию долгов.
В бизнес-план необходимо включить указание на то, какие услуги будет оказывать фирма. Есть агентства, специализирующиеся исключительно на вопросах гражданского права: наследство, защита прав потребителей, споры со страховыми компаниями, возмещение материального ущерба, моральный вред, исполнительное производство. Другие готовы оказать помощь исключительно в вопросах защиты интеллектуальной собственности или представлять интересы в арбитражных судах. Третьи – производят оказание услуг в области земельного законодательства и регистрации недвижимости.
Есть универсальные компании, где можно получить весь спектр юридических услуг: составить образец иска, проконсультироваться, составить договор на обслуживание, показать готовые документы и получить правовое заключение.
Таким образом, специфика и характер услуг будут зависеть от квалификации и специализации сотрудников агентства.
Еще одной немаловажной деталью, входящей в бизнес-план, должен быть прием на работу секретаря, знающего азы юриспруденции, владеющего юридической терминологией и способного дать простую консультацию. Само собой, секретарь обязан знать правила документооборота, быть вежливым и коммуникабельным.
Покупка бизнеса
Явление купли-продажи юридические фирм – не такая уж и редкость. На рынке компаний есть юридические агентства, готовые к продаже. Бизнес-план составлять необязательно, сторонам сделки остается только внести изменения в уставные документы, зарегистрировать их в налоговой инспекции, и новый владелец может начинать работу.
Готовые компании хороши тем, что не нужно искать помещение, у них есть штат сотрудников, определенное место на рынке услуг и клиентская база. Принимая решение купить готовый бизнес, нужно предварительно изучить его финансовое состояние, рентабельности, срок аренды помещения, проверить на задолженность по налогам и сборам и иным обязательным платежам и только после этого окончательно решаться на сделку.
https://gejzer.ru/youtu.be/VUgjZv3rjFk
Реклама и поиск клиентов
Неотъемлемой частью такого документа, как бизнес-план, является реклама и привлечение клиентуры. Специфика юридического агентства состоит в том, что искать клиентов приходится в тех отраслях, где собирается работать компания. Так, если в перечень услуг будет входить абонентское обслуживание юридических лиц, то имеет смысл распространить информацию о фирме в организациях и предприятиях. Делается это при помощи визиток и буклетов.
Если оказываются услуги населению, то целесообразно разместить рекламу в судах, нотариальных конторах, развесить объявления рядом с отделами полиции, прокуратуры, органами регистрации и земельного кадастра.
Необходимо заметить, что расходы на рекламу, входящие в бизнес-план, будут одними из самых существенных. Но первоначальные вложения со временем себя окупят.
Реалии таковы, что юридические услуги являются разовой потребностью. Содержать личного адвоката далеко не каждому по карману. Но если качество услуг было на высоте и клиент остался довольным, то наилучшей рекламой агентства будут рекомендации, на основании которых в компанию придут новые посетители.
https://gejzer.ru/youtu.be/uDMmYOHuaco
Подсчитаем расходы
Открытие фирмы по оказанию юридических услуг не требует огромных вложений. Будет достаточно 300 000-350 000 рублей. Из них: 200 000 рублей – покупка мебели и техники, 50 000 рублей – ремонт помещения, 30 000 рублей – реклама. Сюда не включаются расходы по аренде, зарплате персоналу и коммунальным платежам. Готовый бизнес расходы сократит.
Окупаемость юридической фирмы составит 1,5-2 года, так как клиентура появляется постепенно. Чтобы окупить ежемесячные расходы, нужно оказывать абонентские услуги 10-15 предприятиям (при средней стоимости в 15 000 рублей), поэтому в первые месяцы компания может работать в убыток, оказывая лишь разовые услуги физическим лицам.