Собственный бизнес нужно начинать в тех отраслях, которые являются инновационными либо рынок которых продолжает расти каждый год.
Молочный бизнес демонстрирует положительную динамику роста в России. По сравнению с 2007 годом, в 2013 году продажи молочной продукции увеличились на 15%.
Эксперты сообщают, что рост будет продолжаться как минимум до 2016 года. Прямым доказательством этому является постоянное расширение ассортимента продукции, которую предоставляют молочные производители. Именно поэтому молодые предприниматели уже составляют бизнес-план молочной фермы.
Самыми популярными молочными продуктами на рынке являются сливки и молоко. Процент от общего количества продаж продукции составляет 47%. За ними идут сыры и кисломолочные продукты, процент которых 7% и 26% соответственно. По статистике, за последние 4 года молочные продукты в среднем потребляло порядка 93% населения Москвы. При этом на каждого такого жителя приходится порядка 93 кг изготовляемой продукции.
Стоит знать, что данная продукция популярна по той причине, что в ней содержится количество кальция, которое необходимо человеческому организму, а также различные витамины и микроэлементы. Если быть конкретнее, молоко содержит углеводы, белки, жиры и много аминокислот, при этом 8 из них заменить нельзя никаким другим продуктом.
Главным преимуществом данного бизнеса является то, что он имеет всевозможные льготы от государства при изготовлении сельскохозяйственной продукции, а также производства молочных продуктов.
Многие фермеры допускают ошибки при ведении своего бизнеса, которые существенно снижают их заработок, который мог бы быть в разы больше. Все дело в том, что молоко и другие продукты проходят через руки большого количества посредников, в связи с чем сильно вырастают в цене. Таким образом, сам фермер может получать только самую малую часть дохода от производства. Соответственно, нужно позаботиться о том, чтобы владелец бизнеса не только изготовлял продукты, но и продавал их лично. Другим вариантом является тот, в котором нужно производить поставку молокопродуктов непосредственно самим производителям, при этом исключая возможных посредников. Именно такой способ будет рассматриваться в данном бизнес-плане.
Эксперты рынка по производству молока рекомендуют приобрести уже готовую ферму (хоть, возможно, и старую, в очень плохом состоянии), чем заниматься изготовлением нового помещения. Причина в том, что при создании новой фермы могут возникнуть проблемы с оформлением и получением необходимых разрешений. Срок, который понадобится для того, чтобы собрать все документы на стройку новой фермы, – 2 года. В случае если предприниматель решит заняться реконструкцией старой готовой фермы (стоит заметить, что это правильный выбор), срок на получение необходимого пакета документов составит не более 2 месяцев.
Стоит отметить, что нет смысла думать о том, чтобы с самого начала построить ферму на 2000 коров. Для того чтобы получать неплохую прибыль, может быть достаточно и предприятия на 300-500 голов скота.
Однако в молочном бизнесе есть один интересный факт: количество необходимых сотрудников понадобится одинаковое и для коровника на 300 голов, и на 3000 голов. Соответственно, необходимо сразу рассчитывать свои силы и способности, чтобы иметь возможность сэкономить, загрузив, к примеру, одного сотрудника не 5 коровами, а 15.
В Европе чаще всего занимаются строительством целых мега-комплексов, которые могут насчитывать 2000-3000 голов крупного рогатого скота. В России открытие такого предприятия может вызвать некоторые сложности. Для содержания такого количества коров необходимо наличие жесткого ветеринарного контроля, причем как животных, так и продуктов питания, которые будут получены от них.
В России есть возможность ввоза рогатого скота и корма для них только неофициальным способом. Соответственно, предприниматель всегда рискует. Однако если небольшое количество скота еще можно кое-как контролировать (в случае, если будет допущена ошибка, ущерб не будет исчисляться миллионами), то большое количество голов (2000-3000) может полностью разорить бизнесмена.
Опытные предприниматели данного бизнеса сообщают, что здесь найти тяжелее всего даже не инвесторов, а сотрудников. Молодой и ответственный фермер, который имеет достаточный опыт работы по производству молока, сейчас очень высоко ценится. Все потому, что молочное скотоводство в данный момент переживает упадок в России. Соответственно, можно сделать вывод о том, что нужно обучать новичков, которые ничего не смыслят в данном деле. Сумма, которая понадобится для обучения одного работника, – 6250 долларов.
Предприниматели всего мира, которые занимаются изготовлением молока, отдают предпочтение использованию коровы голшитнской породы. Связано это с тем, что такое животное может дать рекордное количество молока – от 10 000 до 12 000 литров в год. Однако есть свои нюансы.
Голшитнская молочная корова, как и любое другое породистое животное, является весьма прихотливой. Она требует не только постоянного присутствия опытного ветеринара, но и условий содержания, которые несколько отличаются от тех, которые могут ей предоставить фермеры из России.
Другим недостатком такого животного является то, что срок его службы (срок продуктивного ее использования) небольшой, порядка 2,5 лет. Стоит знать, что отечественная буренка, к примеру, доится полных 4 года, что является большим сроком.
Соответственно, вместо того чтобы производить закупку иностранных коров и делать неудачные попытки создания подходящих для них условий (что, кстати, может привести к разорению владельца бизнеса), российские предприниматели решают данную проблему другим способом. Список необходимых действий для решения следующий:
Стоит заметить, что очень важной проблемой молочного бизнеса является поиск мест, в которые можно будет реализовывать продукцию. Наиболее выгодными вариантами являются:
В случае если собственного производства молока не планируется, расходы можно посчитать при таких условиях:
Продукты будут реализовываться по следующим ценам:
Далее можно сделать следующие расчеты:
Общая стоимость молока. Необходимое количество 3000 кг, при учете по 0,26 долларов за один кг. В таком случае сумма получится в 780 долларов.
Количество общих расходов за 1 сутки:
Итого: 983 доллара в день.
Далее можно рассчитать общий доход за 1 сутки производства:
Итого общий доход – 2510 долларов за сутки производства.
Расчет месячной прибыли происходит следующим образом: от суточного дохода (2510 долларов) нужно отнять сумму затрат в сутки (983 доллара), получившийся результат умножить на 30 дней. В итоге получится 45 810 долларов в месяц.
Расчет периода окупаемости можно произвести таким образом (при условии закупки молока для переработки): сумма вложений на приобретение цеха (184 000 долларов) делится на месячную прибыль (45 810 долларов). В конечном итоге получается срок окупаемости – ориентировочно 4 месяца.
Соответственно, можно сделать вывод, что дело по производству и реализации молочной продукции является весьма прибыльным, однако нужно четко следовать данному бизнес-плану.