Стать владельцем небольшой гостиницы можно без огромных капиталов или кучи инвесторов. Надо составить для этого бизнес-план хостел-общежития, учитывая средства на покупку оборудования, мебели и аренду подходящего помещения. Хостел представляет идею общежития, в котором можно остановиться на ночлег и привести себя в порядок за небольшую плату. Обычно хостел располагается на 180 кв. метрах, где есть холл, ресепшн на входе, барная стойка и несколько комнат для проживания.
Идея этого общежития сочетает довольно комфортные условия проживания и небольшую стоимость услуг (примерно 20 долларов в сутки).
Сколько будет стоить открытие хостела и скоро ли окупятся вложенные средства?
Для того чтобы открыть хостел в России, который будет рассчитан на 9 жильцов, не нужно получать лицензию для ведения гостиничного бизнеса. Достаточно составить бизнес-план хостел-общежития и оформить ИП, выбрав упрощенную систему налогообложения.
Теперь можно заниматься спокойно бизнесом и не переживать по поводу визитов пожарной инспекции, санэпидемстанции и прочих уважаемых служб, так как их интерес не может быть больше, чем к обычным гражданам. С другой стороны, здесь не все урегулировано законодательством, и поэтому, если у кого-нибудь из чиновников возникнет идея «разобраться» с этим видом общежития, найти для этого формальный повод не составит труда.
Оформить документы, оборудовать хостел, разместить рекламу можно в течение полугода. Идея хорошая, но главная трудность – подобрать соответствующий персонал, особенно хорошего администратора.
Существует международная организация хостелов, по правилам которой на каждого жильца общежития необходимо выделить 5 кв. метров. Кровать должна быть размером не меньше, чем 80х190 см, расстояние между койками при отсутствии перегородки – 75 см. Необходим 1 умывальник на 6 жильцов и 1 душевая и туалет, если проживает не более 9 постояльцев. Обязательным требованием является кухня и гостиная, где жильцы общежития могут провести время и пообщаться.
Можно прикинуть, каких финансовых затрат потребует идея общежития на 8 мест (6 мест обычных в общей спальне и 2 места в личном номере), многие путешествуют парами. Односпальное место обойдется:
Итого: 19 тыс. руб. Соответственно, шесть стандартных мест будут стоить 81 тыс. руб.
Приплюсуем около 16 тыс. на двухспальную кровать и 4 тыс. – на тумбочки к ней.
Итого: 101 тыс. руб.
Подушки, одеяла, три комплекта белья для каждого места потянут на 7 тыс. руб. или около 56 тыс. руб. для всех. Меблировка гостиной и оборудование кухни обойдется от 100 до 150 тыс. руб. Постояльцы хостела должны иметь возможность стирать и гладить одежду, значит, необходимо приобрести стиральную машинку, сушилку, гладильную доску и утюг – это еще 12 тыс. руб.
Итого: от 168 до 218 тыс. руб.
Впрочем, при желании можно сократить расходы. Деревянную мебель под заказ сделать дешевле, а приобретение железной кровати обойдется в 4 тыс. руб. Экономить необходимо разумно, так как мебель не только должна иметь презентабельный вид, но и быть достаточно выносливой.
Ежедневные расходы составят:
Итого: около 700 руб.
Теперь сравним доходы и расходы:
При полной загруженности общежития получается 5 тыс. 700 руб, а для сезонной – примерно 3 тыс. руб. каждодневной выручки.
Вычитаем:
• Комиссионные турфирмам – 10%
• Текущие расходы – 700 руб
• Зарплата – 800 руб
Итого: 4000 – 2070 = 1930 руб. в день «чистой прибыли».
Стартовые расходы для хостела на восемь постояльцев:
Итого: 200 тыс. руб.
Ежемесячные траты:
Итого: 20 900 руб.
Ежемесячный средний сезонный доход – 90 тыс. руб.
Чистый ежемесячный доход: 90 000 – 20 900 = 69 100 руб.
Конечно, не все дни в году даже у столичного хостела являются хлебными, а тем более в провинциальных городах. Опыт столичных хостелов показывает, что наплыв посетителей обычно начинается в середине апреля и заканчивается вместе с майскими праздниками. До окончания июня посетителей практически не бывает. А вот в конце июня и до сентября полная загруженность обеспечена. На зимний период хостел можно закрыть, поэтому время окупаемости хостела, самое меньшее, – 4 года.
Что же нужно делать, чтобы такая прекрасная идея развивалась? Если создать тематический хостел, появится возможность продвигаться на сайтах интернета, форумах и других площадках, где общаются люди, увлеченные одной темой. Один из хостелов создан для любителей искусства, его стены украшены произведениями живописи. Другой открыт для дружеских вечеринок. Хозяин этого хостела собирает жильцов и отправляется с ними в городской паб, где посетители отрываются до самого утра. Эта идея пользуется популярностью у многих иностранцев, которые не равнодушны к дешевому отечественному пиву. Вторая фишка этого хостела – сауна, размещенная на лоджии.
Членство в международных ассоциациях поможет держать планку. Существует несколько ассоциаций, из которых более известна Hostelling International. Все хостелы, которые являются членами этих организаций, поддерживают стандартный уровень обслуживания. Hostelling International является некоммерческой неправительственной организацией и пользуется покровительством ЮНЕСКО.
Чтобы стать членом ассоциации, необходимо подать заявку, пройти инспекцию и скрытую проверку. Для этого проверяющие поселяются инкогнито в хостеле как обычные постояльцы. Такой контроль проходят члены ассоциации ежегодно. Существующие международные стандарты не всем по плечу, поэтому войти в ассоциацию получается не у каждого.
Принятый в Hostelling International хостел имеет право пользоваться фирменным логотипом и продвигаться по информационным каналам ассоциации. Участники обращаются туда в случае проблемных ситуаций. Кроме того, каждый гость хостела находится под опекой международной организации, которая помогает решать неожиданные проблемы.
Искать клиентов и рекламировать хостел лучше на специализированных сайтах интернета, там есть способ открыть виртуальный офис и бронировать места. Заплатив 10% туроператорам, которые ориентированы на молодежный туризм, можно наладить с ними сотрудничество. Периодически в городе проходят массовые мероприятия для молодежи, куда съезжаются участники из разных стран. Чтобы гости фестивалей получали информацию о хостеле, надо договориться с организаторами мероприятий.
С соседями надо дружить, так как хостел, расположенный в квартире, довольно уязвим как для вседозволенности чиновников, так и для козней злобных соседей, которые вполне могут добиться закрытия заведения при определенной настойчивости. А если эта идея возникла у влиятельного товарища, то вопрос с закрытием может решиться довольно быстро. Простым гражданам для этого придется исписать не одну кипу бумаги. Но через месяц или два целеустремленность и терпение принесут результаты. Чтобы хостел выжил в этой неравной борьбе, требуется поддерживать дружеские отношения с соседями.
Этот идея бизнеса еще не слишком распространена в отечественных странах, но довольно перспективна. Основное – это следовать правилам, использовать рекламу, креативный подход, и тогда малый гостиничный бизнес принесет хорошую прибыль.