Транспортно-экспедиторский вид бизнеса является одним из наиболее быстро развивающихся сфер бизнеса. Несмотря на высокий спрос данного вида услуг, существует множество рисков, связанных с высокой конкуренцией. Импорт и экспорт продукции играет важнейшую роль в жизни современного общества, поэтому данного рода услуги будут актуальны всегда. Статистика говорит о том, что рынок транспортно-экспедиторских услуг в России ежегодно увеличивается на 10%.
Открывая транспортно-экспедиторскую компанию, необходимо учесть, что данный бизнес потребует значительных вложений. Если вы взвесили все «за» и «против», уверены в том, что грамотно организуете свою работу, оказывая качественные услуги, первое, с чего вы должны начать, – это составление типового бизнес-плана. В каждом бизнесе есть недостатки и преимущества, поэтому стоит очень внимательно отнестись к выбору направления ведения бизнеса, к расчету расходов, учету их сумм по максимальным расценкам. Доход целесообразно считать по минимуму. Это будет, своего рода, подготовкой к самому неприятному повороту событий. Для безошибочного проведения всех расчетов предлагаем рассмотреть примерный бизнес-план транспортно-экспедиторской компании, который поможет внимательно изучить возможные варианты ведения бизнеса.
Следует учесть существование нескольких возможных направлений транспортно-экспедиторской компании:
- грузовые перевозки автотранспортом;
- грузовые перевозки по железной дороге;
- пассажирские перевозки;
- смешанные услуги перевозок.
Организация перевозки груза и его экспедирования предполагает дополнительно следующие виды услуг:
- консолидация доставляемого груза;
- хранение доставляемого груза;
- складирование доставляемого груза;
- охрана доставляемого груза;
- страхование доставляемого груза.
На начальном этапе рекомендуется предоставление транспорта для автоперевозок, с заключением договора с заказчиками на экспедирование грузов, а также клиентский договор с самими перевозчиками. В дальнейшем, по мере развития, необходимо расширять ассортимент предоставляемых услуг.
Юридическое оформление
Необходимо определить правовую форму ведения будущей компании. В основном предприниматели останавливают свой выбор на индивидуальном предприятии либо обществе с ограниченной ответственностью.
Получить статус индивидуального предпринимателя немного проще. Для этого необходимо:
- Написать заявление о государственной регистрации (форма № 21001).
- Приложить к заявлению ксерокопию паспорта.
- Приложить к пакету документов квитанцию об уплате госпошлины в размере 800 рублей.
Собранные документы необходимо предоставить в налоговый орган.
Что касается открытия ООО, предполагается несколько иной порядок действий:
- Оформление решения учредителей о создании ООО.
- Оформление договора учредителей о создании ООО.
- Формирование уставного капитала (денежные средства в размере 10 000 рублей либо имущество в указанном эквиваленте).
- Подготовить устав общества.
- Заполнить форму № Р11001 (заявление о государственной регистрации).
- Приложить к заявлению копии учредительных документов в двух экземплярах.
- Приложить квитанцию об уплате госпошлины в размере 4000 рублей.
- Если учредителем является нерезидент, необходимо получить выписку из реестра иностранных юридических лиц Российской Федерации.
- Собранные документы представить в государственный регистрирующий орган.
Офисное помещение
Необходимо определиться с местонахождением вашего офиса. Конечно же, предпочтительнее арендовать помещение в оживленной части города, такой вариант не только престижнее, но и удобнее для потенциальных клиентов. Что касается окраины, то преимуществом такой аренды будет цена и удобство для перевозчиков. Для сравнения, ежемесячная арендная плата в деловой части города составляет примерно 2000 рублей за 1 кв.м., на окраине – 400 рублей за 1 кв.м.
Размер помещения зависит непосредственно от количества работников и объема бизнеса. При открытии фирмы со штатом 5 человек, оптимальной площадью будет 20 кв. м., так как для каждого работника необходимо предусмотреть рабочий стол с компьютером, подключенным к сети интернет. Таким образом, затраты на аренду офиса и покупку необходимой оргтехники составят 100 000 рублей. Расчет произведен на основании расходов по следующим позициям:
- 5 столов;
- 5 стульев;
- 5 компьютеров;
- 5 телефонных аппаратов;
- подключение к интернету;
- программное обеспечение.
Если вы собираетесь работать в сегменте сборных грузов, то вам обязательно понадобится склад с удобными подъездными путями. Для начала достаточно будет помещения в 300-400 кв.м. Средняя арендная ставка по Москве составляет 5000 руб./кв.м. В других городах эта сумма гораздо меньше. К примеру, в Самаре можно арендовать склад в самом центре, заплатив сумму из расчета 500 руб./кв.м.
Программное обеспечение
Установленное лицензионное программное обеспечение должно обеспечивать регистрацию договоров и заявок и, вместе с тем, отражать ставки расчета стоимости оказываемых услуг. Должен быть предусмотрен не только внос информации в систему сотрудниками, но и импорт готовой заявки в соответствии с утвержденным форматом.
Что касается управления цепочкой поставок, должна быть предусмотрена регистрация рейса и формирование сопроводительных транспортных документов на доставку груза, на его прибытие с формированием сличительной ведомости. Система должна отражать и информацию о хранении груза, регистрировать ордер на его доставку, формировать инструкцию на погрузку с сопровождением всех необходимых документов.
Финансовый учет данного программного обеспечения должен отражать первичные документы прямых и косвенных расходов, связанных с обработкой грузопотока. Отражение первичной документации должно быть сопоставлено с рейсами, грузами или заявками клиентов. Должна присутствовать возможность выписки счета на оплату заказчику, на основании условий договора и ранее оплаченных налоговых накладных на оказанные услуги. Расчет себестоимости и прибыльности услуг по каждому клиенту, рейсу, грузу и заявке должен происходить автоматически. Должны быть разработаны формы отчетности (разгрузочный лист, загрузочный лист, оборотно-сальдовая ведомость по номенклатурам, в разрезе различных аналитик, номенклатурных единиц и контрагентов).
Грамотный подбор персонала
Транспортно-экспедиторская фирма может бесперебойно работать, набрав в свой штат лишь менеджеров по перевозке, задача которых состоит в разработке транспортных схем, координировании действий контрагентов, общении с клиентами. Важно нанимать работников с опытом, так как опытный менеджер может обрабатывать до 20 заявок в день и, помимо этого, обладает наработанными связями с контрагентами и клиентской базой. Также профессиональный менеджер должен быть коммуникабельным, пунктуальным, исполнительным, инициативным. Заработная плата менеджеров-логистов – это оклад плюс процент, обычно не больше 10% от прибыли. Средняя заработная плата составляет 20 000 рублей в месяц. Услуги приходящего бухгалтера составят 10 000 рублей ежемесячно.
Работа будет организована двумя отделами: коммерческий отдел и транспортно-экспедиционный отдел. Работа коммерческого отдела будет заключаться в приеме заявок, оформлении документов, а именно: выписке накладных, счет-фактур на оплату, актов выполненных работ, отслеживание дебиторской задолженности, оповещение заказчиков о прибытии грузов, оформление путевых листов региональным перевозчикам, а также решение вопросов по страхованию груза, привлечение новых клиентов. С этой работой вполне могут справиться 2 или 3 человека.
Работа транспортно-экспедиционного отдела предполагает налаживание работы подвижного состава, выполнение заявок по забору груза и его доставки до заказчика. Так, налаживание работы региональных перевозчиков по полно-груженным и сборным фурам, обеспечение технического обслуживания автопарка, своевременное прохождение технического осмотра. Предоставление дополнительных услуг по перевозкам грузов другими видами транспорта: ж/д, авиа, контейнерные перевозки. На данном участке должно быть не менее двух работников.
Начало работы компании
Началом предоставления транспортных услуг является подписанный договор на экспедирование грузов с клиентом и клиентский договор с перевозчиком. Работа экспедитора предполагает отслеживание машины в пути, решение всех возникающих проблем и удовлетворение интересов клиентов. Работа в транспортной компании обязывает знать все законы передвижения транзитных и экспортных грузов, и правильное оформление документов.
Когда лучше открывать?
Транспортно-экспедиторский бизнес можно назвать сезонным. Пиком сезона считается осень и весна, поэтому для завоевания хорошей репутации к горячему сезону нужно подготовиться заранее. Открывать транспортную компанию лучше летом. Это период затишья, который позволит вам освоиться, выполнить все работы по подготовке к открытию, и осенью вы сможете приступить к работе.
Привлечение клиентов
Для привлечения клиентов транспортные компании проводят различные тендеры по выбору экспедитора. Всю информацию об активном тендере можно узнать на сайте компании, в прессе и т. д. В начале своей деятельности необходимо распечатать большое количество визиток и рекламных проспектов, дать объявление в газету. Ориентироваться стоит исходя из суммы 30 000 рублей в месяц.
Финансовый расчет
Приведенный бизнес-план предусматривает открытие данного рода бизнеса с учетом аренды помещения в деловой части города общей площадью 20 кв. м., штатом 6 человек, наценкой 10%, организационно-правовой формой – ООО.
В расчете учтено, что в первые три месяца экспедиторская компания работает с убытком, сумма выполненных заказов растет от 630 000 рублей в первый месяц, до 3 000 000 рублей на шестой.
Единовременные расходы на открытие:
- регистрация предприятия – 35 000 рублей;
- мебель и оргтехника – 100 000 рублей.
Итого – 135 000 рублей.
Постоянные расходы:
- аренда помещения – 8 000 рублей;
- коммерческие расходы – 3 000 рублей;
- расходы на коммунальные платежи – 5 000 рублей;
- заработная плата работников – 210 000 рублей;
- реклама – 30 000 рублей.
Итого – 256 000 рублей.
Переменные расходы:
- оплата транспортных услуг других компаний;
- оплата работы грузчиков.
Итого – 28 000 рублей.
Доход с 6-ого месяца работы составил 3 000 000 рублей.
Исходя из вышеперечисленных расходов можно посчитать расходы, понесенные за 6 месяцев работы:
((256 000 + 28 000) х 6) + 135 000 = 1 839 000 рублей.
https://gejzer.ru/youtu.be/5HN2QsGuHgI
Отсюда следует, что полученный доход покрывает не только постоянные и переменные расходы, но и единовременные расходы на открытие.
3 000 000-1 839 000 = 1 161 000 рублей – налогооблагаемый доход.