Макароны – экономное и любимое блюдо многих людей. Популярны не только эксклюзивные итальянские торговые марки, но и продукция российского изготовления.
Поэтому предпринимателям, которые хотят создать успешный и прибыльный бизнес в сфере производства, стоит рассмотреть вариант организации изготовления макаронных изделий.
Но следует учитывать, что для старта дела понадобится крупная сумма денежных средств. Если составить грамотный бизнес-план открытия макаронного цеха и действовать в соответствии с его пунктами, производство быстро окупится и начнет приносить хорошую прибыль, так как макароны всегда остаются востребованными.
Оценка возможностей бизнеса
Прежде чем составлять бизнес-план и заниматься созданием предприятия по производству макаронных изделий, необходимо оценить рынок данной продукции в своем регионе. Важно обратить внимание на то, сколько уже существует состоявшихся предприятий, какой они имеют объем производства и удовлетворяет ли он в полной мере спрос потребителей. Есть ли крупные конкуренты, которые могут помешать реализовать в полной мере задуманный план?
Данный бизнес отлично подходит для небольшого города, потому что там вероятность столкнуться с серьезными производителями макаронных изделий намного ниже. Соответственно, если есть уверенность в своих силах, можно смело приступать к реализации этой идеи. Даже при наличии достаточно высокой конкуренции не нужно переживать, что бизнес не удастся. Если улучшить качество изготавливаемых макаронных изделий и выявить все недочеты и ошибки работы конкурирующих предприятий, можно будет легко их превзойти.
Виды макаронных изделий
Макароны употребляет в пищу большая часть населения, так как они являются источниками углеводов, содержат в кристаллизованном виде крахмал, помогают человеческому организму поддерживать стабильный уровень сахара в крови. Еще в состав макаронных изделий входят витамины группы В, белки и много клетчатки.
Существует большое количество различных видов макарон, которые группируются в соответствии с классификацией ГОСТ 875-69:
- По сорту муки – первый или высший.
- По форме:
- трубчатые (перья, макароны, рожки);
- нитеобразные (вермишель – тонка, паутинка, любительская);
- лентообразные (лапша – гладкая, рифленая, волнообразная);
- фигурные (изделия любой формы с максимальной толщиной в изломе 1,5 мм – штампованные и 3 мм – прессованные).
Также макароны различаются по длине. Существуют длинные (15-50 см) и короткие (1,5-15 см). Последние подразделяются на короткорезаные и штампованные. Фигурные производятся только короткие. Выделяют еще суповые засыпки, мотки, гнезда, изделия, изготовленные с использованием различных красителей и вкусовых добавок. Производство макарон осуществляется по особым технологиям, используется определенный состав теста, в итоге получается продукция, образцы которой отличаются друг от друга по качеству.
Сейчас наиболее востребована новая технология вакуумирования, с помощью которой можно изготовить прозрачные и стекловидные макароны – они не развариваются и не слипаются в горячем виде.
Поиск подходящего помещения и регистрация
Первое, что необходимо включить в свой бизнес-план – поиск помещения, необходимого для работы производства. Особых требований к нему нет, главное, чтобы его площади хватило для установки всего оборудования и обустройства склада, где будет храниться сырье и готовая продукция. Для склада понадобится не менее 90 кв. м.
После того как помещение взято в аренду или куплено, необходимо провести в нем ремонт и сразу же перейти к решению бумажных вопросов. Нужно будет получить разрешение на эксплуатацию данной площади для производства пищевых продуктов от санитарно-эпидемиологической службы. Также для начала работы производства понадобится пройти регистрацию в Федеральной налоговой службе в качестве ИП или ООО, Пенсионном фонде и прочих госструктурах.
Каналы реализации продукции
Бизнес-план производства макаронных изделий должен включать в себя возможные каналы сбыта готовой продукции. Целевой аудиторией являются практически все категории населения – как дети, так и взрослые. Макароны используют в качестве отдельного гарнира и включают в состав разных блюд, соответственно, значительная часть потребителей – это заведения общественного питания, школы и дошкольные детские учреждения, столовые учебных заведений, предприятий, рестораны или кафе.
Реализовать готовую макаронную продукцию можно, используя такие каналы сбыта:
- супермаркеты и розничную сеть магазинов;
- оптовых дистрибьюторов, которые занимаются доставкой продуктов;
- муниципальные учреждения;
- рестораны и кафе.
Покупка оборудования для работы
Следующий этап, который включает в себя бизнес-план – выбор и приобретение необходимого оборудования. Для этого нужно решить, какой вариант комплектации производственной линии больше всего подойдет по цене и качеству. Существует несколько видов линий, используемых для производства макаронных изделий:
- сборная;
- полуавтоматическая;
- автоматическая конвейерная полного цикла.
Если есть достаточная сумма средств, лучше всего приобрести конвейер. Данная линия осуществляет всю работу автоматически и для ее обслуживания хватит и одного работника.
Если же бизнес-план не предусматривает больших трат, можно купить оборудование по отдельности. В этом случае есть возможность подобрать сравнительно недорогие варианты. Полуавтоматическая линия обойдется гораздо дешевле.
Все купленное оборудование должно сопровождаться сертифицированной документацией. После его установки и подготовки цеха к работе нужно изготовить первую пробную партию продукции. Но перед этим важно не забыть получить специальное разрешение, благодаря которому цех можно эксплуатировать в целях выпуска макаронных изделий.
https://gejzer.ru/youtu.be/saWCNgJgd7U
Все документы оформляет местная администрация вместе с проверяющими инстанциями. Разрешение выдается предпринимателю после тотального контроля производственного процесса, входящего в состав продукции сырья и соответствие его ГОСТам. Поэтому перед началом проверки нужно составить план действий и строго его придерживаться, чтобы ничего не забыть и вовремя позаботиться о таких моментах:
- определить класс производимой продукции – первый или второй;
- выбрать тип изготавливаемых продуктов питания – А, Б или В;
- приобрести муку, которая соответствует ГОСТам;
- проверить технологический процесс приготовления теста;
- проконтролировать формирование и разделку сырых макаронных изделий;
- удостоверится в правильности условий сушки, а также упаковки и хранения уже готового сырья.
Дополнительное оборудование
Стандартный набор оборудования состоит из пресса, мукопросеивателя и линии сушки. Линии, обладающие большой производительностью, включают в себя транспортеры и бункеры-стабилизаторы. Пресс оборудован различными специальными матрицами, которые зависят от выбранного для производства ассортимента. Срок службы матрицы колеблется в пределах 500-2000 рабочих часов.
Дополнительно в бизнес-план необходимо включить покупку оборудования, предназначенного для упаковки готовых макаронных изделий. Оно может быть полуавтоматическим или автоматическим – выбор зависит от объема производства. Перед фасовкой готовая продукция выдерживается не менее 4 часов в сухом помещении в картонных коробках. Только после этого макароны можно упаковывать.
Существует оборудование, которое работает с применением гидротермической технологии изготовления макаронных изделий. В нем содержится специальный охладитель, который позволяет сразу упаковывать продукцию.
Подбор персонала
Следующий пункт, который входит в бизнес-план – наем необходимого персонала. Для начала становления производственного процесса понадобится:
- управляющий;
- технолог;
- бухгалтер;
- рабочие (1-2 человека);
- водитель.
Для данного вида бизнеса технолог – самый важный работник, важнее даже управляющего. Вкусовые характеристики и качество продукции, которые и влияют на потребительский спрос, зависят именно от технолога. Не стоит забывать о том, что технолог является еще и хранителем коммерческих секретов, которые обычно интересуют конкурентов. Соответственно, зарплата этого работника должна быть достойной.
Управляющий выполняет свои функции и является не менее важным сотрудником. В его обязанности входит:
- организация сбыта продукции;
- административно-хозяйственная деятельность;
- организация логистики (если на предприятии есть свой транспорт);
- маркетинговая работа.
Все сотрудники должны иметь определенный план работы и четко выполнять свои обязанности. От этого во многом зависит успешное развитие и прибыльность предприятия.
Особенности производства
Изготовление макаронных изделий состоит из определенных этапов:
- подготовка сырья;
- приготовление теста;
- формирование;
- сушка и упаковка.
Сырье, используемое для макаронного производства – пшеничная мука, которая может быть высшего или 1-го сорта. Получают ее путем помола твердой или мягкой высокостекловидной пшеницы. Дополнительно используются различные добавки, которыми обогащают изделия, влияющие на вкусовые свойства и цвет.
В процессе приготовления теста используется вода и мука, готовая масса не подвергается брожению и искусственному разрыхлению. После набухания белков муки и крахмальных зерен тесто подвергается механической интенсивной обработке и превращается в упругую, пластичную массу. Используется мягкий, средний и твердый замес.
Формируется готовая продукция путем прессования и штампования. Эта операция влияет на внешний вид макаронных изделий, их варочные свойства и плотность.
Сушка – наиболее ответственный этап, входящий в план производства. Ее продолжительность зависит от типа изделия, вида сушилок и режима сушки. После этого процесса готовые изделия охлаждаются и отправляются на упаковку. Предварительно вся продукция подвергается сортировке и удалению непригодных для реализации макарон. Выпускают готовые макаронные изделия фасованными или на развес.
Расходы и сроки окупаемости
В бизнес-план производства макаронной продукции обязательно должны входить финансовые расчеты, с помощью которых можно определить рентабельность и сроки окупаемости. Расходы, необходимые для того, чтобы начать данный бизнес будут следующие:
- аренда или покупка и содержание помещения – 1,5-2 млн рублей;
- покупка оборудования – 500 тыс.-1 млн рублей;
- зарплата персонала – 800 тыс. – 1,5 млн рублей;
- оборотные средства – 150 -200 тыс. рублей.
https://gejzer.ru/youtu.be/saMuTtiQ5ek
Соответственно, начальные инвестиции составят от 2 950 000 до 4 700 000 рублей. Доходная часть включает в себя ежемесячный объем реализации, который будет равен 300 000 рублей. За год объем продаж принесет прибыль равную минимум 3 600 000 рублей. Исходя из этого, можно сделать вывод, что бизнес по производству макарон окупит затраченные на него средства примерно через год. В нынешних рыночных условиях это хороший показатель для предприятия, занимающегося производством.