Копченые продукты являются популярнейшими деликатесами. Не зря около прилавков с вкусно пахнущими дымом мясными или рыбными копченостями толпится много народу. Спрос на эти продукты у людей был, есть и будет всегда. А если есть спрос, значит, есть и предложение, предложение по открытию бизнеса, связанного с копчением мяса или рыбных продуктов. Человек, желающий заняться этим делом, должен не сомневаться, что собственная коптильня принесет прибыль, так как мясные и рыбные копченые продукты любят многие и едят их в любое время года. Значит, нужно отбросить сомнения прочь и приступить реализации задуманной идеи. С чего же стоит начать коптильный бизнес?
Планирование будущей деятельности
Начинающий предприниматель должен иметь в виду, что осуществление любой идеи связано с планированием.
Прежде чем составить план бизнеса, делец должен ответить на такие вопросы:
- Какое предприятие предполагается открыть (домашнюю коптильню или цех).
- Где (в каком помещении) будет располагаться бизнес.
- Какое оборудование необходимо для будущего дела.
- Какие документы нужны будут для реализации идеи.
- Где брать (закупать) продукты для копчения.
- Где будет реализована готовая копченая продукция.
- Хватит ли денег, чтобы начать дело и правильно составить бизнес план.
Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно изучить спрос населения в регионе, где предполагается открыть дело, собрать информацию о поставщиках сырья, изучить требования СанПиНа к коптильням и т.д. Итак, реализовывается план в следующем порядке.
Изучение предпринимателем рынка спроса
Задумав открыть коптильное дело, предприниматель должен понимать, что такая идея пришла в голову не только ему. Поэтому нужно будет изучить уже действующий рынок. Каков же план действий? Вначале потребуется походить по магазинам и рынкам и посмотреть ассортимент предлагаемых продуктов, сравнить стоимость копченого мяса и рыбных изделий у нескольких производителей.
Нужно будет понаблюдать за покупателями и их предпочтениями, поинтересоваться у продавцов, какие деликатесы лучше покупают. Хороша идея провести социальный опрос населения, задействовав для этой цели студентов, которые за небольшое вознаграждение проведут опрос по составленным дельцом вопросам анкеты, и он получит точную информацию о рынке потребления рыбных копченостей и мяса. Полезно будет и самому дельцу попробовать продукцию своих будущих конкурентов, чтобы знать ее на вкус. Все эти действия дадут бизнесмену точную картину рынка, и он поймет, что лучше коптить.
Помещение и оборудование для коптильни
Если предприниматель желает сбывать деликатесы, пахнущие дымом, на рынке, то он может заниматься копчением мяса или рыбы даже дома или в какой-нибудь пристройке. Если же бизнес задумывается серьезный, то домашней коптильней делец не удовлетворится. Нужно открывать целый цех для копчения продуктов. Потребуется хорошее помещение с площадью не менее 100 кв. м, в котором будет устроен такой цех. Санитарная служба предъявляет к производственным помещениям целый ряд требований. Самое главное из них – удаленность цеха от промышленных предприятий и жилых домов на 300 метров.
Очень тяжело переделать какое-нибудь старое помещение в цех, так как по документу «Санитарные правила и нормы» (СанПиН) в нем должно быть определенное количество окон, цех следует обеспечить горячей и холодной водой, канализацией, системами кондиционирования и вентилирования помещений. Из подсобных комнат требуется наличие раздевалок и раздельных санузлов и т.д. Выход из такой, на первый взгляд, сложной ситуации есть. Бизнесмены могут взять в аренду или выкупить обычную столовую, при строительстве которой как раз были учтены все санитарные требования и имеются необходимые помещения.
Что касается оборудования, то любая коптильня должна быть оборудована отдельными холодильниками для хранения сырья и готовой продукции. Советуют вместо них приобретать бывшие в употреблении морские контейнеры-рефрижераторы. Потребуются ванны для мойки рыбы или мяса, технологические столы, разделочные доски и ножи. И естественно нужно будет приобрести камеру для копчения продуктов (электрическую коптильню). В настоящее время ее можно построить даже своими руками, чтобы снизить затраты на закупку оборудования.
С кем нужно согласовывать свой бизнес?
Поскольку будущий бизнес связан с пищевыми продуктами, серьезным контролером его всегда будет СЭС. Именно она будет следить за качеством изготовления копченой продукции и условиями, в которых она производится. На каждый вид рыбных и мясных копченых продуктов потребуется приобрести сертификаты качества. Кроме того, раз в месяц санитарная служба будет забирать пробы, чтобы лабораторно исследовать коптящуюся продукцию. Помещение должны посетить сотрудники МЧС и проверить, как оно защищено от пожаров, правильно ли коптится продукция, соблюдается ли техника безопасности при этом, есть ли план эвакуации из помещения. Согласовать свои действия необходимо будет с ветеринарной службой, Росприроднадзором и Ростехнадзором.
Закупка рыбной или мясной продукции
Теперь немного о закупке сырья. Если говорить о мясных полуфабрикатах для копчения, то закупать мясо можно на свиноводческих комплексах или у фермерских хозяйств. Следует вначале выяснить, где дешевле будет стоить сырье. И обязательно проверить качество закупаемого мяса. Что касается рыбы, то выгодным будет копчение той, что плавает в местных водоемах. Во-первых, это дешевле, так как не нужно тратиться на дальние грузоперевозки, во-вторых, своя рыба всегда свежее. В-третьих, многие покупатели предпочитают употреблять в пищу продукцию из сырья своего региона.
Если говорить о морской рыбе, то здесь могут быть сложности, связанные с дороговизной ее доставки, а ведь бизнес только начинается и хочется на первых порах не тратить много денег. Также иногда рыба может поступить к бизнесмену уже испорченной. Замороженное состояние товара затрудняет выявление его недостатков. Недобросовестные поставщики могут выдать один сорт рыбы за другой или товар менее ценный – за высококачественный. Все эти свойства товара можно определить, только разморозив его, и только опытному технологу. Большинство производителей копченой рыбы считают, что если она подвергалась заморозке, то качество ее будет низким. Другие не обращают на это внимание и коптят любую рыбу. Как поступить, каждый предприниматель должен решить сам. Но на более качественный товар спрос будет большим.
Сбыт произведенных копченостей
Бизнес идея по копчению рыбы или мяса принесет прибыль в том случае, если готовая продукция не будет залеживаться на предприятии, а хорошо раскупится. Поэтому стоит позаботиться о ее сбыте. Кому лучше сбывать свою продукцию?
Если копчености выпускаются в небольших количествах, лучше продавать их на рынке в рыбном или мясном отделе. На начальном этапе более крупного бизнеса можно устроить бесплатную дегустацию рыбы или мяса, чтобы привлечь клиентов. После хороша будет идея договора с небольшим продуктовым магазином, так как сетевые супермаркеты тоже хотят заработать на копченостях и значительно увеличивают цену на них с прибылью для себя. А ведь слишком дорогой продукт купят немногие. Но развернувшись, можно переключиться и на супермаркеты. Главное помнить, что поставляемая в магазины мясная или рыбная продукция должна всегда быть свежей и качественной. Именно тогда бизнес хорошо себя зарекомендует, его ассортимент получит известность, а прибыль возрастет.
Примерный первоначальный капитал
https://gejzer.ru/youtu.be/dxqs2xXMDmA
Любая бизнес идея требует начальных капиталовложений для реализации. Сколько же денег потребуется, чтобы привести в исполнение план по открытию коптильного цеха? В Москве начинающему предпринимателю понадобится около 38000 долларов. Именно такую сумму потребуется заложить в бизнес план. Более половины этой суммы займет покупка оборудования и аренда или обслуживание помещения. Остальные 15-18 тыс. долларов нужны будут на закупку сырья для продуктов, зарплату работникам и налоги. За первый месяц работы прибыль может составить 5000 долларов. Хорошо обдуманный и реализованный план действий – гарантия успеха. А бизнес, основанный на копчении мясных или рыбных продуктов, окупается чуть больше, чем за полгода.