Обслуживание транспортных средств как легкового, так и грузового вида ежегодно набирает популярность, будучи обусловленным ростом количества автомобилей на территории Российской Федерации. За последние 10 лет число авто увеличилось в 2,5 раза, что указывает на то, что открытие автосервиса представляет собой выгодное капиталовложение, способное приносить стабильную высокую прибыль.
Образец бизнес плана автосервиса – возможность проанализировать перспективы капиталовложений в данный сегмент.
По данным 2012 года объем рынка автосервисных услуг в России вырос на 16%. Такой рост указывает на преодоление и превышение докризисных показателей. Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что количество грузовых автосервисов на данный момент в 2,3 раза меньше, нежели требуется, исходя из количества автомобилей данного класса. Из-за сложившейся ситуации немалая доля автомобилей эксплуатируется в неисправном состоянии.
Обзор рынка грузового автосервиса России
В период с 2010 по 2013 год темпы роста рынка грузовых автосервисов в денежном эквиваленте составили 15-20%, объем рынка в 2013 году составил 21,5 млрд. долларов. Оказанные ремонтные услуги составили 13 млрд. долларов. К числу основных факторов, которые привели к расширению сегмента, относится увеличение количества автомобилей в стране. Данные Министерства транспорта РФ указывают на то, что на сегодняшний день автомобилем обладает каждый 4 гражданин страны. Положительное влияние на сегмент имеют также общеэкономические факторы: повышение уровня покупательской способности и ускорение темпа жизни.
На данный момент количество грузовых автосервисов не удовлетворяет потребностям. 1/3 существующих автосервисов располагается в Москве, что делает ситуацию на всей территории России катастрофичной и провоцирует использование авто в неудовлетворительном состоянии. 60% сегмента принадлежит независимым автосервисам (одиночным и сетевым), 25% – авторизированные техцентры, 15% – индивидуальные мастерские.
Приведенные выше данные являются средними показателями для крупных городов страны. Анализируя различные регионы можно наблюдать противоположную картину, такое положение объясняется экономическими и социальными факторами региона. С ухудшением экономической ситуации пропорционально уменьшается количество фирменных сервисных центров. Так, анализ Воронежского региона имеет следующие показатели: 70% – независимые автосервисы, 20% – индивидуальные мастерские, 10% – авторизированные техцентры.
Авторизированные сервисы грузового транспорта занимают небольшую долю сегмента по причине высокой стоимости услуг, что позволяет говорить об отсутствии конкуренции. Анализ сектора независимых автосервисов позволяет сделать вывод об отсутствии бренда в данном сегменте и анархическом состоянии. Иностранные грузовые сети автосервиса не спешат разнообразить отечественный рынок.
Индивидуальные мастерские на данный момент не способны оказать квалифицированные услуги, а качество выполняемых работ не регулируется законодательством. Низкая стоимость услуг определяется тем фактом, что такие организации не платят налогов и аренду.
Развитие СТО для грузового транспорта может проходить в нескольких направлениях. Наиболее оптимальными с точки зрения экономической выгоды является расширение отдельных специализированных станций по маркам грузовых автомобилей и создание универсальных станций по обслуживанию грузовых авто.
Анализ экономических показателей во временном разрезе
Получение прибыли зависит от спектра предоставляемых услуг, так в сегменте грузового транспорта 27% составляют слесарные работы, 19% – кузовные работы и 18% – работы по покраске авто. Ежемесячно авторизированные центры способны приносить 150 000 долларов в месяц, независимые автосервисы – 40 – 50 000, индивидуальные – 8 – 10 000.
Пик деятельности грузовых автосервисов приходится на декабрь и снижается в летние месяцы. Владельцы грузовых транспортных средств проявляют максимальный интерес к сервису в ноябре и декабре, с небольшим перерывом на новогодние праздники. Кривая спроса достигает своих минимумов в июле – сентябре, показатели февраля могут превышать данные августа в полтора раза. Особенности имеют и отдельно взятые услуги, так, например, не имеет сезонных колебаний ремонт глушителей и удаление вмятин. Данный факт также следует учитывать при составлении экономической модели.
Этапы организации автосервиса
Принимая решение об открытии грузового автосервиса, необходимо решить ряд вопросов технического, организационного и юридического плана.
Выбор места. Определяя дальнейшее месторасположение, стоит учитывать не только наличие крупных автомагистралей, гаражных комплексов и АЗС, но и возможность размещения наружной рекламы. Законодательством определено, что автосервисы не могут находиться вблизи водоемов и жилых домов. От жилого комплекса автосервис должен быть отделен минимальным расстоянием в 50 м, помещение должно быть оснащено централизованной подводкой воды и канализацией.
Формирование пакета документов. Получение разрешительной документации предполагает сбор пакета документов, детальную проработку технологического проекта, определение состава и площади помещений (производственных, складских, санитарно-бытовых), объемно-планировочных решений.
Разработка системы безопасности и автоматизации автосервиса.
Выбор генерального подрядчика и субподрядчиков на проведение общестроительных работ, выбор поставщиков материала и оборудования.
Планирование проведения общестроительных работ.
Получение разрешительной документации на ввод объекта в эксплуатацию.
Получение разрешительных документов от охраны труда, энергоинспекции, МЧС, санитарно эпидемиологической станции.
https://gejzer.ru/youtu.be/GO_haYkT3lo
Продукция и предлагаемые услуги
Современные автосервисы с правильной организацией процесса способны оказывать более 100 видов услуг. Большая часть из них приходится на электротехнические, смазочно-заправочные, контрольнодиагностические, шиномонтажные и балансировочные работы. В отношении грузового транспорта не менее востребованы монтажно-демонтажные, жестяно-сварочные работы, ремонт рулевой системы и рулевого управления, отладка двигателей, зарядка аккумуляторов и выполнение покраски.
От выбора реализуемых услуг будет зависеть перечень необходимого оборудования, а значит, и инвестиционная база. На данный момент на рынке представлен богатый выбор как импортного, так и отечественного оборудования. Отдавая предпочтение первому варианту, вы получаете преимущество в виде возможности привлечения большего количества клиентов, а также использования данного факта в рекламных целях. Если же во главе выбора стоит экономический фактор, стоит отдать предпочтение отечественному производителю, который предлагает более демократичную стоимость.
https://gejzer.ru/youtu.be/hDpk9mK7ZF8
Инвестиционная потребность проекта и финансовое обоснование
Структура выручки | руб./мес. |
Подъемники | 500 400 |
Покрасочные камеры | 375 300 |
Яма | 100 100 |
Шиномонтаж | 60 000 |
Мойка | 130 000 |
Стенд диагностики | 180 000 |
Химчистка, перетяжка | 63 500 |
Жестяной цех | 750 500 |
Сход-развал | 260 000 |
Постоянные издержки | руб./мес. |
Аренда | 200 500 |
Коммунальные платежи | 40 200 |
Вода | 20 500 |
Вывоз мусора | 2 000 |
Инструмент | 20 000 |
Текущий ремонт | 30 000 |
Реклама | 25 000 |
Непредвиденные расходы | 35 000 |
Каждый доходный пункт может быть проанализирован с учетом сезонности выручки и издержек. Приведенные выше пункты издержек носят систематический характер и включают такие позиции как аренда, коммунальные платежи, заработная плата сотрудников, реклама, ремонт.
Фонд оплаты труда | з/п | количество |
Директор | 45 000 | 1 |
Бухгалтер | 40 500 | 1 |
Менеджер | 35 500 | 1 |
Слесарь | 40 000 | 3 |
Мастер покрасочной камеры | 40 000 | 3 |
Мастер на яме | 40 000 | 3 |
Работник шиномонтажа | 40 000 | 2 |
Работник мойки | 40 000 | 3 |
Мастер стенда диагностики | 42 000 | 1 |
Работник по перетяжке и химчистке | 40 000 | 2 |
Работник стенда сход-развал | 42 000 | 1 |
Мастер жестяного цеха | 40 000 | 2 |
Подробное помесячное финансовое моделирование позволяет сделать выводы о денежных потоках, инвестиционной целесообразности данной модели, сроке окупаемости вложенных средств. Приведенный ниже пример основывается на открытии грузового автосервиса в форме ООО с упрощенной системой налогообложения.
Таблица движения денежных средств | 2014 | 2014 | 2014 | 2014 | 2014 | 2014 | 2014 | 2014 | 2014 |
янв | фев | март | апр | май | июнь | июль | авг | сент | |
Суммарная выручка от продаж | – | – | – | 2 419 800 | 2 419 800 | 2 419 800 | 2 419 800 | 2 419 800 | 2 419 800 |
Подъемник | – | – | – | 500 400 | 500 400 | 500 400 | 500 400 | 500 400 | 500 400 |
Покрасочная камера | – | – | – | 375 300 | 375 300 | 375 300 | 375 300 | 375 300 | 375 300 |
Яма | – | – | – | 100 100 | 100 100 | 100 100 | 100 100 | 100 100 | 100 100 |
Шиномонтаж | – | – | – | 60 000 | 60 000 | 60 000 | 60 000 | 60 000 | 60 000 |
Мойка | – | – | – | 130 000 | 130 000 | 130 000 | 130 000 | 130 000 | 130 000 |
Стенд диагностики | – | – | – | 180 000 | 180 000 | 180 000 | 180 000 | 180 000 | 180 000 |
Химчистка, перетяжка | – | – | – | 63 500 | 63 500 | 63 500 | 63 500 | 63 500 | 63 500 |
Жестяной цех | – | – | – | 750 500 | 750 500 | 750 500 | 750 500 | 750 500 | 750 500 |
Сход-развал | – | – | – | 260 000 | 260 000 | 260 000 | 260 000 | 260 000 | 260 000 |
Фонд оплаты труда | – | – | – | 950 000 | 950 000 | 950 000 | 950 000 | 950 000 | 950 000 |
Директор | – | – | – | 45 000 | 45 000 | 45 000 | 45 000 | 45 000 | 45 000 |
Бухгалтер | – | – | – | 40 500 | 40 500 | 40 500 | 40 500 | 40 500 | 40 500 |
Менеджер | – | – | – | 35 500 | 35 500 | 35 500 | 35 500 | 35 500 | 35 500 |
Слесарь | – | – | – | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 |
Мастер покрасочной камеры | – | – | – | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 |
Мастер на яме | – | – | – | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 |
Работник шиномонтажа | – | – | – | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 |
Работник мойки | – | – | – | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 | 120 000 |
Мастер стенда диагностики | – | – | – | 42 000 | 42 000 | 42 000 | 42 000 | 42 000 | 42 000 |
Работник по перетяжке и химчистке | – | – | – | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 |
Мастер жестяного цеха | – | – | – | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 | 80 000 |
Работник стенда сход-развал | – | – | – | 42 000 | 42 000 | 42 000 | 42 000 | 42 000 | 42 000 |
Постоянные издержки | – | – | – | 344 400 | 344 400 | 344 400 | 344 400 | 344 400 | 344 400 |
Аренда | – | – | – | 200 500 | 200 500 | 200 500 | 200 500 | 200 500 | 200 500 |
Коммунальные платежи | – | – | – | 40 200 | 40 200 | 40 200 | 40 200 | 40 200 | 40 200 |
Вода | – | – | – | 20 500 | 20 500 | 20 500 | 20 500 | 20 500 | 20 500 |
Вывоз мусора | – | – | – | 2 200 | 2 200 | 2 200 | 2 200 | 2 200 | 2 200 |
Инструмент | – | – | – | 21 000 | 21 000 | 21 000 | 21 000 | 21 000 | 21 000 |
Текущий ремонт | – | – | – | – | 28 000 | 28 000 | 28 000 | 28 000 | 28 000 |
Реклама | – | – | – | 25 500 | 25 500 | 25 500 | 25 500 | 25 500 | 25 500 |
Непредвиденные расходы | – | – | – | 26 000 | 26 000 | 26 000 | 26 000 | 26 000 | 26 000 |
Переменные издержки | – | – | – | 239 750 | 239 750 | 239 750 | 239 750 | 239 750 | 239 750 |
Расходные материалы (10 % от выручки) | – | – | – | 241 980 | 241 980 | 241 980 | 241 980 | 241 980 | 241 980 |
Налоги | – | – | – | 310 700 | 310 700 | 310 700 | 310 700 | 310 700 | 310 700 |
Страховые выплаты | – | – | – | 273 500 | 273 500 | 273 500 | 273 500 | 273 500 | 273 500 |
УСН 6% | – | – | – | 145 188 | 145 188 | 145 188 | 145 188 | 145 188 | 145 188 |
Итог по операционной деятельности | – | – | – | 788 550 | 788 550 | 788 550 | 288 800 | 788 550 | 788 550 |
Инвестиции | 10 000 000 | – | – | – | – | – | – | – | – |
Открытие автотехцентра | 10 000 000 | – | – | – | – | – | – | – | – |
Инвестиционная деятельность | -10 000 000 | – | – | – | – | – | – | – | – |
Получение кредита | 10 000 000 | – | – | – | – | – | – | – | – |
Выплаты тела кредита | – | – | – | – | – | – | 170 667 | 170 667 | 170 667 |
Выплаты процентов по кредиту | – | – | – | – | – | – | 265 863 | 265 863 | 265 863 |
Финансовая деятельность | 10 000 000 | – | – | – | – | – | -412 400 | -408 233 | -404 067 |
Баланс наличности на начало периода | – | – | – | – | 728 450 | 1 457 000 | 2 185 450 | 2 071 850 | 2 392 067 |
Баланс наличности на конец периода | – | – | – | 728 850 | 1 458 100 | 2 187 650 | 2 074 960 | 2 394 167 | 2 796 550 |
Расчет инвестиционной базы проведен на основе минимального комплекта оборудования, которое требуется для полноценного обслуживания грузового транспорта:
- Диагностические устройства:
- аппаратура для проверки, регулировки и контроля агрегатов;
- оборудование для регулировки электрооборудования, автоматизированных систем автомобиля;
- мотор-тестеры;
- диагностические сканеры;
- автомобильные мультиметры;
- дымомеры;
- газоанализаторы;
- механотестеры топливной аппаратуры;
- эндоскопы.
- Оборудование для ремонта:
- комплексы для смазывания узлов;
- стенды заправки эксплуатационными жидкостями и маслами;
- системы для ремонта двигателя;
- подъемно-транспортные механизмы;
- разборочно-сборочны комплексы;
- шиноремонтные и балансировочные стенды;
- покрасочные камеры;
- стоечные подкатные подъемники;
- грузовой стапель.
https://gejzer.ru/youtu.be/65j78-k1rlo
- Дополнительное оборудование.