Сетевой маркетинг: основы и принципы

Сетевой маркетинг: основы и принципы

Наверняка все слышали о таком понятии, как МЛМ-бизнес. Но лишь некоторые знают о том, что это такое. Узнайте и вы подробнее о данном направлении и решите, хотите ли вы заниматься этим.

Сетевой бизнес

Что это такое: суть понятия

МЛМ-бизнес, или сетевой маркетинг – это особый и относительно новый способ ведения дел. «МЛМ» с английского языка переводится как «многоуровневый маркетинг». Это значит, что подразумевается построение сети дистрибьюторов, то есть агентов, занимающихся сбытом продукции. Спонсор (тот, кто стоит на уровень выше дистрибьютора в сети) предлагает определенные товары. Распространитель должен приобрести их и распространить. Дистрибьютор тоже может искать партнеров, которые будут регистрироваться в компании и наделяться такими же правами. Получается, что образуется обширная многоуровневая сеть. Цель деятельности ее участников – это распространение информации о продуктах и их реализация.

Из чего строится заработок агента? Он зависит от объема продаж, количества привлеченных партнеров и количества реализованной ими продукции. Иными словами, чем больше людей заинтересует и привлечет дистрибьютор и чем больше товаров продаст, тем больше будет его доход. Это логично и говорит о том, что данным видом деятельности могут заниматься лишь инициативные и целеустремленные люди. Но стоит узнать особенности, которыми отличается такой маркетинг.

Вернуться к оглавлению

Немного истории: кто все это придумал?

Карл РенборгИтак, как появился сетевой маркетинг? Считается, что это относительно новый вид бизнеса, ведь развитие он получил не так давно. Но первым открыл такую компанию Карл Ренборг в далеком 1927 году. Тогда она еще не была похожа на современных сетевых гигантов, но принципы функционирования и развития были теми же.

Итак, Карл Ренборг решил производить пищевые добавки на основе люцерны, которая содержала довольно большое количество витаминов, микроэлементов, минералов и прочих полезных веществ. Сначала Карл рассказывал о своей продукции своим родственникам и друзьям, им же он и продавал товары. Те же, в свою очередь, остались довольными качеством продукции и стали рассказывать о ней своим близким и знакомым. Все больше людей хотели встретиться с Ренборгом лично, чтобы узнать все подробности. Но бизнесмен уже не успевал общаться со всеми желающими, так как продажи росли, компания развивалась. И тогда он подумал о том, чтобы развить бизнес. Он предложил своим друзьям стать его партнерами и рассказывать о продуктах другим. А за каждую проданную упаковку Карл обещал вознаграждение. Так и появился сетевой маркетинг.

AmwayНовый вид бизнеса стал развиваться, и Карл Ренборг основал свою крупную компанию, назвав ее «California Vitamins» (это произошло в 1934 году). Фирма успешно просуществовала 5 лет, потом ее было решено переименовать в «Nutrilite Products». Отдельно стоит упомянуть о двух сотрудниках этой компании, которые показали всем, что сетевой маркетинг – это путь к успеху. Джей Ван Эндела и Рич де Воса проработали на Карла Ренборга около 10 лет. Но затем они решили создать свой собственный бизнес, открыв «American Way Corporation». И эта компания известна всем и существует и по сей день, сокращенное ее название – это «Amway». Сегодня многим известна продукция этой корпорации. Но существуют и прочие сетевые гиганты: «Oriflame», «Avon», «Faberlic», «Zepter» и прочие.

Вернуться к оглавлению

Основные принципы, преимущества и недостатки

Для начала предлагаем узнать принципы, на которых основывается сетевой маркетинг. Итак, вот они:

Oriflame

  1. Принцип равенства. В таком бизнесе нет начальников и подчиненных. Тут равны все. Это значит, что равны права и обязанности. Никто никого не сможет уволить или наказать. И такая особенность, как показывает практика, позволяет быть более уверенным в себе и удовлетворенным своей деятельностью. А это может привести к успеху.
  2. Принцип помощи. Сетевой маркетинг предполагает не только привлечение новых дистрибьюторов, но и их обучение. Те, кто стоит на уровень выше новичков, должны помогать своим последователям, быть для них наставниками, опорой и поддержкой. Поэтому обстановка в компании редко бывает напряженной.
  3. Принцип остаточного дохода. Большинство работников обычных фирм получает заработную плату за определенный объем работ или за конкретное количество отработанных часов. Сетевая компания подразумевает не только фактическую оплату за работу, но еще и стабильную оплату за привлеченных партнеров.
  4. Принцип пирамиды. Стоит помнить о том, что МЛМ бизнес – это не финансовая пирамида, не мошенничество. Тут есть конкретный продукт, который можно и нужно продавать. А суть заключается в том, чтобы обеспечить основу конструкции, то есть привлечь новых агентов, которые будут заниматься реализацией.
  5. Принцип небольшого первоначального вклада. Да, чтобы начать деятельность, нужно закупить определенный набор продукции в определенном количестве. Но товарами можно пользоваться. Кроме того, их можно продать, получив доход.

Теперь стоит перечислить достоинства данного вида деятельности:

Avon

  1. Свобода действий. Никто не будет давать сотрудникам задания, никто не будет указывать, что и как нужно делать. Дистрибьютор сам может решать, когда, как и кому продавать товар. А для многих такой аспект крайне важен.
  2. Неограниченность доходов. На самом деле окладов и ставок тут нет. И заработать можно столько, сколько получится. Но это не значит, что можно получать большие суммы и ничего не делать. Прежде всего, сетевой маркетинг предполагает активность дистрибьюторов и их деятельность.
  3. Хороший опыт. Тот, кто когда-либо работал в сетевых компаниях, получил ценнейшие навыки: умение продвигать продукцию, общаться с людьми, планировать свое время, организовать себя. Все это непременно пригодится в жизни и позволит расти и развиваться. Такие качества полезны и ценны.
  4. Возможность приобретать продукцию компании со скидкой и пользоваться ею. Стоит отметить, что товары крупных сетевых фирм отличаются хорошим качеством (иначе люди не приобретали бы продукты, и компания не развивалась бы).
  5. Возможность межрегиональной и даже международной деятельности. Никто не мешает дистрибьюторам работать на международных рынках и предлагать продукцию иностранцам.
  6. Сплоченность коллектива. В фирмах подобного типа новичкам всегда помогут, их всегда поддержат, ведь от них зависит успех компании, ее доход и развитие. Кроме того, отсутствие иерархии позволяет всем агентам общаться наравне.

Теперь о некоторых имеющихся недостатках. Перечислим их:

Пробники

  1. Довольно ощутимая психологическая нагрузка. Клиенты ждут от дистрибьюторов порой чего-то нереального. Многие хотят получить все и сразу за маленькие деньги. И если человек чем-то недоволен, он может высказать все агенту. Все это выдержит не каждый, так что моральная устойчивость необходима.
  2. МЛМ бизнес подразумевает постоянные вложения. Они невелики, но имеют место быть. Многих это не устраивает.
  3. Неустойчивость и непостоянство дохода. Заработок дистрибьютора зависит, во-первых, от его стараний и стремлений, во-вторых, от удачи и конкретного случая. Это значит, что если сегодня агенту удалось продать большую партию кому-то, то завтра желающих приобрести товар может не быть.
  4. Ответственность за своих последователей. Дистрибьютор должен не только найти партнеров, но и обучить их, дабы они приносили доход и реализовывали продукцию. А это подразумевает неизбежную ответственность, которая многих пугает.
Вернуться к оглавлению

Стоит ли открывать свой сетевой бизнес в России?

Для России данный вид деятельности относительно новый, то есть вызывающий недоверие.

ZepterПочему так? Во-первых, иные дистрибьюторы неправильно ведут себя с клиентами, что просто отпугивает людей. Ведь если за вами будут бегать, пытаясь что-то продать, то наверняка вы не захотите иметь дело с компанией. Во-вторых, зачастую ожидания людей довольно завышены. Они считают, что косметика должна буквально омолаживать, а добавки просто обязаны лечить от всех болезней. Так что приходится обещать все это, а это уже обман. В-третьих, представления о сотрудничестве с сетевыми компаниями изначально неверны. Люди считают, что нужно всего лишь общаться с клиентами, что-то рассказывать. Но залог успеха – это товарооборот, продажи. А продавать умеют не все.

Учитывая все изложенное выше, можно справедливо задаться вопросом: вступить уже в имеющуюся и успешную компанию или открыть свою? Начнем с собственной компании. Крайне важно предложить людям нечто новое и одновременно качественное и уникальное. Ведь зачем покупать что-то, что предлагает неизвестная фирма, если то же самое можно приобрести у проверенных поставщиков? Так что сначала нужно разработать уникальный и отличный продукт.

Итак, продукт готов. Теперь нужно сделать так, чтобы люди узнали о нем и захотели его приобрести. Для этого следует привлечь партнеров. Но не все захотят сотрудничать с непроверенным поставщиком. Поэтому идеальный вариант партнерства на начальном этапе – это привлечение родственников, друзей и родных. Но они тоже должны иметь определенные связи и доверие других людей. Только тогда дело окупится и будет приносить доход. А на это может уйти довольно длительный промежуток времени.

Вернуться к оглавлению

Как вести дела в сетевой компании?

Как вести МЛМ бизнес? Принципы его ведения не сильно зависят от того, открываете ли вы свою собственную компанию или же продвигаете продукцию уже известной фирмы, являясь ее дистрибьютором. В итоге цели и задачи одни, так что предлагаем вникнуть в суть и изучить некоторые важные моменты.

Работа с клиентками

  1. Вы должны понимать, что продаете. А это значит, что перед началом активной деятельности необходимо тщательно изучить продукт. Ведь если продавец не знает чего-то о продвигаемом товаре, то покупатель задумается, стоит ли доверять компании и приобретать продукцию. Поэтому крайне важно узнать состав продукта (если это биологически активная добавка, косметика или, например, средство личной гигиены), изучить его действие и эффективность, узнать о противопоказаниях и возможных побочных эффектах.
  2. Помните о том, что деньги не приходят просто так. Будьте готовы к активной и довольно сложной работе. Продвижение товара – это не так просто. Нужно не только найти клиента, но и убедить его в том, что приобретение продукции сделает его жизнь лучше и проще. А это значит, что дистрибьютор должен внушать доверие, уметь убеждать и знать, о чем говорит. Умение общаться не менее важно, ведь если человек не может правильно строить предложения, то покупатели просто не поймут его.
  3. Планирование и организация. Да, сетевой маркетинг – это свобода. Но чтобы иметь стабильный доход, важно правильно планировать свое время и организовывать деятельность. Составляйте план на день, записывайте все, что должны сделать. Ставьте цели и добивайтесь их. Пишите список дел, которые должны будете выполнить за день. Поначалу все это будет трудно, ведь специфика деятельность пока не изучена. Но потом все будет получаться.
  4. Расходы. Приготовьтесь к тому, что придется тратить деньги. Но если вы все будете делать правильно, то затраты окупятся. Во-первых, нужно будет закупать партию товара. Не покупайте слишком много. Лучше сначала приобрести минимум продукции, чтобы понять, каким может быть объем продаж. Во-вторых, не забывайте о транспортных расходах. И, в-третьих, затрат требует представление продукции (печать буклетов, организация семинаров, услуги связи и интернета).
  5. Как искать клиентов? Маркетинг – это исследование рынка и поиск клиентов. Изучите этот самый рынок, выявите потенциальных покупателей товара. Как их привлекать? Можно использовать средства массовой информации, обзванивать людей лично, искать их в социальных сетях, раздавать листовки прохожим, рассказывать о продукте друзьям и знакомым, посещать некоторые организации. Все эти способы доступны и эффективны.
  6. Представление товара. МЛМ бизнес – это продажи. Так что товар нужно уметь грамотно представить. Существуют различные способы: семинары с демонстрацией (с непосредственным участием клиентов), личные встречи с доверительными беседами, открытые собрания, просмотр видеозаписей, личный пример и примеры других людей, использовавших продукцию, и так далее.
  7. Не забывайте привлекать людей. Каждый новый сотрудник – это развитие бизнеса, продвижение товара. Как убеждать? Подробно рассказывайте о сути деятельности, о преимуществах, показывайте личный пример.
  8. Не ждите быстрого успеха и большой прибыли. Помните о том, что многоуровневый маркетинг – это усилия дистрибьюторов, их умение продавать и прочие навыки.

Можно лишь добавить, что работа в сетевой компании может быть вполне успешной, если знать особенности такой деятельности и учитывать некоторые моменты. Успехов вам!

Автор статьи

Оцените статью:

0
Благодарим за отзыв
Наверх