Как правильно составить бизнес план для получения гранта?

Как правильно составить бизнес план для получения гранта?

Гранты существуют в России с 1993 года, когда их закрепили законодательно. А в 1996 году появилось определение понятия в Федеральном законе “О науке и государственной научно-технической политике”. Важно понимать, что главное – это ваша идея и процесс подачи заявки, а вот бизнес-план – это второстепенная часть основного процесса.

Получение гранта

Если вы решили подать заявку для получения гранта, то будьте готовы к кропотливой и серьезной работе. Для получения гранта в первую очередь необходимо написать привлекательный бизнес-план вашего предложения. Но вас это не должно пугать, ведь большая часть работы проделана: выбран грант, изучены его условия и способы подачи заявки, создана и обдумана основная идея проекта. На самом деле теперь нужно просто “завернуть” вашу идею в красивую обертку и подать судьям на рассмотрение. Для этого нужно всего лишь написать хороший бизнес-план для получения гранта.

Рассмотрим основные разделы бизнес-плана, которые нужно включить в план и проработать более подробно:

Маркетинговый план

  • краткий обзор бизнеса;
  • план компании;
  • маркетинговый план;
  • финансовый план;
  • дополнительные документы.

Для работы над бизнес-планом лучше завести отдельный ежедневник и записывать туда дополнительные идеи, которые придут к вам во время его подготовки. Если какие-то части плана у вас недостаточно проработаны, то стоит заняться их подготовкой до сдачи документов. Возможно, вам понадобится помощь и практические советы юриста или профессионального финансиста, или даже дизайнера, если вашей компании нужен логотип.

Теперь более подробно о каждом разделе.

Краткий обзор вашего бизнеса

  1. Титульный лист: на нем должно быть указано наименование вашей компании, логотип, адрес и контактные данные. Если ваша компания только создается, то стоит продумать название, зарегистрировать компанию, разработать логотип и получить юридический адрес. Не забывайте на титульном листе написать краткое резюме вашего предложения.
  2. Видение вашей компании: что, как, для кого и почему вы производите или собираетесь организовать. Укажите вашу миссию и актуальность выбранного направления именно сейчас. вы должны провести небольшое исследование отрасли и кратко описать ваши преимущества.
  3. Цели и стратегии: этот раздел на самом деле – краткая выжимка из следующих разделов вашего бизнес-плана. Перечислите ваши основные цели (какого результата вы хотите достичь), укажите маркетинговые стратегии и финансовые цели.
  4. Резюме: опишите ваши преимущества и укажите необходимую сумму для инвестирования, опишите, что именно вы планируете сделать с инвестициями и какой доход они принесут. Очень важно ответить на вопрос, почему именно вы добьетесь успеха (у вас особая технология, успешный опыт и пр.). Укажите срок окупаемости.

Данная часть плана наиболее важная, именно ее инвесторы читают в первую очередь и принимают решение, стоит ли более подробно рассматривать остальные разделы. Уделите этой части больше всего внимания, а лучше напишите ее в самом конце вашей работы.

Вернуться к оглавлению

Общий план компании

Финансовый план

  1. Описание компании: в этот раздел можно включить данные о вашей деятельности, успешных проектах и собственности, данные SWAT-анализа и планируемые достижения.
  2. Планируемые продажи (результаты): в данном пункте опишите основные продукты или услуги, которые вы планируете предлагать на рынке, приведите текущий анализ рынка, список поставщиков и их преимущества, планы работ по предоставлению продукции или услуг, а также систему контроля качества.
  3. Операционный план: раздел включает в себя данные о бухгалтерской системе предприятия, планы использования оборудования (лизинг, амортизация), веб-стратегию компании (продвижение сайта, социальные сети), систему приема заказов и их выполнения и бизнес процессы предприятия.
  4. Организационный план: этот пункт посвящен персоналу вашей компании. Опишите организационную структуру предприятия, ее преимущества, необходимый персонал и его качество, программа обучения, стандарты персонала и система работы (договорная, внештатные сотрудники).
Вернуться к оглавлению

Маркетинговый план компании

Цели и стратегии

  1. Описание и обзор рынка: общее описание отрасли, анализ рынка и прогноз продаж, стратегия выхода на рынок (как вы планируете завоевать долю рынка, как продавать продукт), описание целевого рынка (описание потребителя по профессии, демографическим признакам и пр.).
  2. Анализ конкурентов: описание конкурентов (название, оценка продаж, доля рынка, достоинства и недостатки), как вы намерены победить конкурентов, ваши преимущества и стратегии позиционирования.
  3. Стратегии продаж: слоганы, визитки и прочие рекламные материалы, план обслуживания потребителей (какие потребности и как вы планируете удовлетворить), план распределения ресурсов (выбор поставщиков, объемы и другие факторы), план тестирования рынка и анализ рекламных расходов.
  4. Ценовая политика: расчет наценки по формуле: (операционные расходы+планируемая прибыль)\себестоимость продукции; расчет цены на единицу: (затраты на материалы+затраты на персонал+прочие расходы+налоги)\объем продаж; прайс лист продукции (услуг); какие факторы будут влиять на изменение цены, а также на что будет влиять само изменение цены и как; сравнение цен с конкурентами и ваша система ценообразования.
  5. План продвижения: план по связям с общественностью (пресс-релизы, рекламные тексты), выбор рекламных изданий и анализ, график рекламных компаний и бюджет.
  6. Альянсы: предполагаете ли вы сотрудничество с компаниями вашей отрасли, совместная реклама или мероприятия.

Вернуться к оглавлению

Финансовый план компании

  1. Необходимое финансирование: – укажите какие инвестиции вам нужны: расчетные ежемесячные расходы*месяцы до точки безубыточности+общие расходы на запуск предприятия. Можете добавить к сумме 25 % для страхования предприятия при неверных расчетах; – какие средства вы планируете брать в кредит и что можете вложить самостоятельно, составьте отчет об использовании средств (ремонт, оборудование и пр.); – укажите, какие факторы обеспечат инвесторам возвратность их капитала (финансовые показатели, опыт владельца, отрасль, ситуация на рынке и прочее).
  2. Прогнозируемые финансовые отчеты: на год, на три года, отчет о движении средств (постоянные и переменные расходы, поступления средств), анализ безубыточности (продажи-расходы=0, поэтому рассчитайте сколько единиц продукции нужно продавать, чтобы покрыть ваши расходы).
  3. План получения прибыли: методы сокращения расходов, налоговый план (календарь уплаты налогов).
  4. Оценка рисков: анализ реакции конкурентов, экстренные планы компании, страхование, управление рисками.
Вернуться к оглавлению

Дополнительные документы

Что еще может понадобиться в вашем бизнес-плане:

  • контракты и договора с поставщиками или иными компаниями;
  • резюме ваше и ваших компаньонов.

Помните, что бизнес-план не должен быть слишком объемным (около 40 листов), старайтесь большую часть информации предоставлять в виде графиков и таблиц, сравнивайте и делайте выводы. Указывайте ваши преимущества. Сделайте внешний вид вашего документа привлекательным: выделите заголовки, составьте оглавление и пронумеруйте страницы. Думайте об инвесторах и старайтесь продать им ваш бизнес-план как первый продукт будущей компании. Успехов вам!

Автор статьи

Оцените статью:

2
Благодарим за отзыв
Наверх