Бизнес-план негосударственного образовательного учреждения

Бизнес-план негосударственного образовательного учреждения

Реформирование системы образования и современные социально-экономические условия в нашей стране привели к тому, что открытие образовательных учреждений стало весьма доходным делом в силу быстрой окупаемости и большой рентабельности, что в свою очередь привлекает огромное количество предпринимателей.

Средняя общеобразовательная школа

Это неудивительно, т. к. спрос на образование в настоящее время очень велик, будь то высшее учебное заведение, образовательные курсы, отдельные образовательные услуги или детский центр развития. Желающие получить то или иное образование и соответствующий ему документ всегда найдутся. Таким образом, открытие собственного учебного заведения – довольно прибыльный бизнес.

Но чтобы ваш бизнес не понес убытков, необходимо составить бизнес-план образовательного учреждения, который сможет отразить все риски предприятия.

Изначально хотелось бы отметить, что приведенные здесь расчеты ориентированы на провинциальный промышленный город с численностью населения примерно 350 000 и средним доходом на душу населения 23 000 рублей в месяц. Данный бизнес-план отражает основные организационно-содержательные условия открытия негосударственного образовательного учреждения, оказывающего услуги по обучению иностранным языкам (английский, французский, немецкий).

Для того чтобы написать хороший бизнес-план, помните, что его структура должна включать следующие разделы:

  1. Резюме.
  2. Описание услуг образовательного учреждения.
  3. Инновационный потенциал предприятия (фирмы).
  4. Клиентура и рынок образовательных услуг.
  5. Конкуренция.
  6. Необходимые для начала деятельности ресурсы.
  7. Организационное планирование.
  8. Финансовый план.
  9. Анализ риска.

Пример написания бизнес-плана образовательного учреждения

Составление бизнес - плана Применительно к образовательному учреждению, оказывающему услуги в сфере обучения иностранным языкам, резюме может выглядеть следующим образом.

Замысел открытия негосударственного образовательного учреждения на базе такой организационно-правовой формы ведения бизнеса, как индивидуальный предприниматель (ИП), основывается на предоставлении общеобразовательных услуг населению в сфере обучения иностранным языкам и сочетает в себе классические основы репетиторства и основные принципы менеджмента высокоорганизованных образовательных учреждений.

В перечень услуг, помимо традиционного обучения основам иностранных языков, входят дополнительные услуги, носящие информационный и организационный характер.

В рамках данного образовательного учреждения планируется реализация инновационного подхода к организации репетиторства, в результате чего наше предприятие получает качественное отличие в сравнении и аналогичными учебными заведениями. Реализация личностно-ориентированного обучения и индивидуального подхода обуславливает более эффективное обучение, в отличие от обучения иностранным языкам в государственных образовательных учреждениях.

Для начала ведения предпринимательской деятельности в такой организационно-правовой форме, как ИП, нужен незначительный капитал, в результате чего снимается необходимость услуг кредитных учреждений. Это значительно снижает риск. Благодаря востребованности предлагаемых услуг, финансовые затраты окупаются в течение краткосрочного времени (3-5 месяцев).

Ученики курсов по иностранному языкуФирма имеет большой потенциал благодаря внедрению в образовательный процесс основополагающих принципов классической педагогики в сочетании с инновационной педагогической деятельностью (проблемное обучение, метод проектов, рефлексивный подход в обучении) и использованием современных компьютерных программ (HiClass, Language Teacher Partner).

Для реализации процесса обучения в данном образовательном учреждении отбираются опытные, высококвалифицированные, дисциплинированные педагоги, которые в то же время являются пользователями ПК. У каждого преподавателя подразумевается наличие портфолио, отражающего основные заслуги его владельца: диплом об образовании, участие в конференциях, отзывы и характеристики.

Вернуться к оглавлению

Описание услуг образовательного учреждения

Данное учебное заведение предоставляет большой перечень услуг, касающихся обучения иностранным языкам (английскому, французскому, немецкому) до уровня свободного общения, чтения оригинальной литературы и полного понимания обращенной речи.

Обучение иностранным языкам в образовательном учрежденииВ перечень услуг входят:

  • бесплатная консультация и диагностика исходного уровня иностранного языка;
  • достоверная информация о вступительных экзаменах в высшие учебные заведения на специальности иностранных языков, а также об обучении за рубежом;
  • информация о путешествиях в страны, где преимущественно изъясняются на английском, французском, немецком.

В перечень услуг по обучению входят:

  • разработка индивидуальных образовательных маршрутов на основе базового уровня, отражающих всю технологичность процесса обучения (методы, средства, приемы, результат);
  • реализация авторских методик обучения, разработанных квалифицированными педагогами;
  • обучение в процессе различных форм и видов занятий (лекционных, практических и т. д.);
  • обеспечение необходимой методической литературой как в печатном, так и в электронном вариантах;
  • использование специальных лицензионных компьютерных программ, обеспечивающих эффективное обучение языку на всех его уровнях;
  • во время учебного занятия, предусмотренного учебным планом или программой, консультация педагога при самостоятельном изучении материала.

К прочим предоставляемым услугам относится:

  • предоставление на время занятий лингафонного кабинета и помещения для выполнения домашнего задания;
  • предоставление компьютеров клиентам.

Таким образом, клиенты данного образовательного учреждения получают весь необходимый материал и доступ к оборудованию для эффективного обучения иностранным языкам.

Вернуться к оглавлению

Инновационный потенциал предприятия

Преимущества данного учреждения заключаются в предоставлении бесплатного информационного сервиса обучающимся в совокупности с личностно-ориентированном подходом, современным программным обеспечением и высоким качеством преподавания.

Клиентура и рынок

Учащаяся образовательного учрежденияНа данный момент рынок образовательных услуг четко сегментирован преимущественно на государственные учреждения, частные учреждения и частных репетиторов. При этом стоит помнить, что изменения в сфере образования, демократизация экономики значительно расширили рамки потребителей, а, соответственно, и продавцов образовательных услуг.

Разработанный бизнес-план учитывает эту особенность. В результате этого в качестве основных потребителей предоставляемых услуг видятся школьники, абитуриенты, студенты, люди, занятые международным бизнесом или часто путешествующие.

Следует отметить, что на рынке образовательных услуг, касающихся обучения иностранным языкам, данное учреждение занимает некое промежуточное (комбинационное) положение между услугами репетиторов и частных школ. Это обусловлено тем, что образовательный процесс строится на индивидуальном подходе к клиенту (обучающемуся), полным комплексом услуг и предлагаемыми формами обучения, характерными для частных образовательных учреждений.

Вернуться к оглавлению

Исследование рынка конкуренции

Рынок образовательных услуг предоставляет широкий выбор для потребителя. При этом следует отметить, что, как правило, между собой конкурируют государственные и негосударственные учреждения. Данное учебное заведение представляет собой частное образовательное учреждение. Его преимущества в сравнении с государственными учебными заведениями заключаются в следующем:

Школа иностранных языков

  1. Надежность оказываемых услуг (например, лицензирование программ и др.) наряду с вариативностью образования (клиент вправе выбрать курс обучения в соответствии с собственными потребностями). Ориентация на интересы и возможности клиента – основополагающий принцип.
  2. Качество оказываемых услуг обуславливается привлечением исключительно квалифицированных преподавателей (желательно с ученой степенью кандидата наук), реализацией авторских методик, технологичностью обучения и использованием мультимедийных и визуальных технических средств обучения и современных лицензионных компьютерных программ.
  3. Гарантии: вариативные формы оплаты (преимущественно почасовая) исключают материальный риск для клиентов.
  4. Исключительность. Отличительная особенность данного образовательного учреждения – построение учебного процесса на базе частного репетиторства.
  5. Цена, способная составить конкуренцию государственным учебным заведениям (например, 500 рублей за 2 академических часа, 700 рублей за это же время с выездом преподавателя на дом).
  6. Вариативность предоставляемых услуг и форм занятий в соответствии с пожеланиями клиента.
  7. Доставка: возможность выезда на дом.
  8. Консультирование: бесплатная консультация перед первым занятием, диагностика базового уровня иностранного языка и индивидуальное консультирование на учебном занятии.
  9. Информация: использование исключительно современной литературы, свежих периодических изданий и средств массовой информации для того, чтобы обеспечить актуальность знаний обучающихся; предоставление информации на предмет использования полученных знаний в жизни.

Вернуться к оглавлению

Необходимые для начала деятельности ресурсы (в том числе финансовые)

Для того чтобы реализовать бизнес-план, необходимо:

Материально-техническое оснащение:

  • помещение (ресепшен и 4 комнаты) – аренда 40000 рублей в месяц;
  • офисная мебель (30 парт, 60 стульев, оборудование для ресепшена, 3 стола, 4 компьютерных кресла) – 239000 рублей;
  • оборудование для лингафонного кабинета (на 10 человек) – 160000 рублей;
  • 3 магнитные доски – 15000 рублей;
  • техника (принтер, проектор, 12 стационарных компьютеров) – 265000 рублей;
  • расходные материалы (ручки, тетради, бумага формата А4 и пр.) – 10000 рублей в месяц.

Персонал: опытные высококвалифицированные педагоги (по одному педагогу, обучающему английскому, французскому и немецкому языку). Довольно привлекательно для клиентов предложение, когда в вашем учреждении будут оказывать услуги остепененные кадры (например, кандидаты филологических наук).

Бухгалтер образовательного учрежденияДля работы с клиентами вам потребуется администратор. Ведением документации и бухгалтерии, рекламой и организацией процесса обучения занимается сам индивидуальный предприниматель (можно нанять специального человека, но это требует определенных финансовых затрат).

Для обеспечения образовательного процесса необходимы:

  • образовательные программы (существующие или авторские), план учебного процесса;
  • специальные обучающие лицензионные компьютерные программы;
  • методическая литература и периодические издания (газеты, журналы).
Вернуться к оглавлению

Организационное планирование

Организационно-правовой формой ведения бизнеса является индивидуальное предпринимательство, хотя можно выбрать и другие варианты (например, ООО – общество с ограниченной ответственностью). Первый вариант отличается тем, что проще ведение финансовой и бухгалтерской отчетности, при этом налоговая ставка несколько ниже.

Для открытия собственного образовательного учреждения требуется некоторая подготовка: мониторинг иных образовательных учреждений, осуществляющих обучение иностранным языкам, выбор помещения и его аренда, приобретение материально-технического оснащения, оборудование помещений, приобретение литературы (методической, периодической), подбор кадров, план работы.

После всех формальных процедур, связанных с документацией и согласованием выбранной деятельности в соответствии с нормативно-правовой базой (об этом подробнее будет рассказываться чуть ниже), проводится рекламная кампания. По мере обращения клиентов формируются группы в соответствии с начальным уровнем обучающихся и выбранным курсом обучения (например, деловой английский, французский для путешественников и т. д.), составляется график обучения групп, и учреждение начинает свою полноценную деятельность.

Оплата работы педагогов составляет по 20 % за каждого обучающегося, а заработная плата администратора фиксирована (не менее 15000 рублей).

Вернуться к оглавлению

Экономический план (финансовый)

Расчет первых затрат на открытие образовательного учрежденияТаким образом, учитывая финансовые затраты, получается, что:

  • разовые затраты для приобретения оборудования и оснащения помещений составляют 679000 рублей;
  • ежемесячные затраты на аренду помещения, заработную плату работникам, расходные материалы и приобретение литературы в среднем составляют 130000 рублей;
  • финансовые затраты на рекламу в автобусах и листовки составляют минимум 15000 рублей ежемесячно.

Для того чтобы контролировать финансовое развитие негосударственного учреждения, можете использовать формулу расчета безубыточности:

Расчет безубыточности: К = СФИ/(Ц-ПИуд.), где:

  • К – точка безубыточности или количество оказанных услуг;
  • СФИ – совокупные фиксированные издержки;
  • Ц – цена за 1 единицу оказанной услуги;
  • ПИуд – удельные переменные издержки, которые рассчитываются по формуле: СФИ/К.

Примерные расчеты позволяют сделать вывод, что СФИ ежемесячно составляют 145 000 рублей. Поставив эту сумму в уравнение, получается, что К=500. Это означает, что для покрытия всех издержек необходимо обслуживать каждый месяц 500 клиентов. Получается, если учебное заведение работает 30 дней в месяц, то в день нужно обслуживать 17 клиентов.

В разработанном бизнес-плане сообщается, что ежедневно можно обслуживать 3 группы по 10 человек, соответственно, всего 30 человек. Таким образом, все финансовые затраты окупаются, и учреждение приносит прибыль. Осталось только как можно больше клиентов привлечь именно к вам.

Анализ риска.

Данный бизнес-план позволяет свести к минимуму риск банкротства из-за следующих особенностей:

  • относительно небольшой стартовый капитал;
  • оптимальная окупаемость вложенного капитала (за 1 год работы учреждение может окупить все затраты, как и рассчитывалось при вычислении точки безубыточности);
  • мобильность бизнеса благодаря простой организационно-содержательной структуре предприятия.

Ваш бизнес-план готов.

Вернуться к оглавлению

Пошаговая инструкция открытия образовательного учреждения

Разработка инструкции пошаговых действий по открытию своего делаИзучите рынок услуг учебных заведений в вашем городе и выберите оптимальное место для открытия вашего учреждения. Разработайте устав вашего учреждения в соответствии с нормативно-правовой базой (обязательно в первую очередь с ФЗ «Об образовании»). Составьте бизнес-план (что вы можете сделать, опираясь на приведенный выше бизнес-план).

Зарегистрируйте ваше предприятие в ФНС, указав вид деятельности «образовательные услуги», после чего закажите печать. Займитесь подготовкой помещения (аренда, закупка материально-технического оснащения, оборудование помещений) в соответствии с требованиями Роспотребнадзора (для получения заключения от санитарной и пожарной служб). Займитесь вопросом организации образовательного процесса:

  • разработайте учебные программы, которые в дальнейшем должны быть утверждены Министерством образования (как правило, это делается в Департаменте образования вашей области). Также вы можете воспользоваться уже существующими программами. Помните, что вопросом подготовки образовательных программ должны заниматься опытные педагоги;
  • закупите литературу (методическую, учебную), компьютерные программы.

Подберите персонал и зарегистрируйтесь в ФСС, ФОМС, ПФР. В Департаменте образования получите лицензию, позволяющую предоставлять образовательные услуги (перечень необходимых документов вы сможете получить там же). Зарегистрируйте НОУ как одну из форм организационно-правовой деятельности в УФРС.

Таким образом, ваш бизнес-план готов, и вы получили подробную инструкцию для того, что открыть собственное образовательное учреждение. Удачи вам в вашем бизнесе!

Автор статьи
Игорь Селезнев

Оцените статью:

4
Благодарим за отзыв
Наверх